Как урбанистика меняет пространство российских городов
Архитекторы, девелоперы и урбанисты по-разному смотрят на формирование городской застройки. Первым важно единство формы и функции, вторые думают об экономической эффективности, а третьи плюс ко всему этому должны заботиться о комфорте жизни и деятельности человека в городском пространстве. Урбанистический подход не так давно вновь стал использоваться в российской практике, но уже есть возможность оценить, как он действует.
Москва: смена парадигмы
Еще в последние десятилетия XX века над градостроительной отраслью довлела установка, сформулированная на заре советской власти, когда все было подчинено наращиванию производственной и экономической мощи молодого государства, рождающегося из пепла Гражданской войны. Предприятия создавали города, где жизнь подчинялась производству. В своем выступлении на Московском урбанистическом форуме-2018 взаимосвязь экономики, городской застройки и отношения общества к человеку прокомментировал мэр Москвы Сергей Собянин:
– В начале 80-х я работал на большом металлургическом предприятии со штатом 12 тыс. человек. Рядом были еще заводы, где также трудились десятки тысяч людей. Так было по всей стране – то была индустриальная эпоха.
Переехав на Север, мы бурили скважины, а города были некой обузой – они мешали добывать нефть, наращивать объемы производства, но их надо было строить, чтобы люди жили рядом с работой. Вы не поверите, но существовало постановление ЦК КПСС, которое запрещало строить спортивные объекты, магазины, вообще развивать города в Западной Сибири. Тюмень слыла тогда одним из самых неуютных городов России, хотя там добывалось 2/3 объема нефти и 90% газа всех месторождений страны. Все было ради промышленности, остальное – за рамками внимания.
Москва в это время также была городом заводов, хотя уже в конце 80-х даже советские руководители стали понимать, что это путь в никуда. Наступила перестройка, и город стал изменяться, но точечно, скачками. «Дикий» капитализм внес свою лепту: торгуй, где хочешь; проезжай и паркуйся, где хочешь, строй все, что тебе в голову взбредет. А что дальше? В 2010 г. этот вопрос встал с особой остротой: места для людей оставалось все меньше и меньше. Город становился все менее комфортным и дружелюбным.
К тем проблемам, которые были наследием советской идеологической установки по отношению к обустройству жизни в городах, современность добавила новые – загрязнение воздуха и воды, транспортные коллапсы, переполненные мусорные полигоны, социальное расслоение населения. Без комплексного подхода городским властям уже просто невозможно справиться со всеми этими вызовами. Вспомнили, что в дореволюционной России существовали планировщики городов. Ныне их заменили урбанисты – специалисты из разных отраслей, связанных с организацией городской среды. Задача перед ними стоит более глобальная – повысить качество жизни горожан.
Городское население преобладает, причем в крупных городах концентрируется большая его часть. Города – это база для создания новейшей индустрии высоких технологий. Поэтому они должны быть привлекательными для людей, которые могли бы в них жить с комфортом и в безопасности. Для этого города инвестируют в образование, медицину, инклюзивные программы, их цель – подключение как можно большего числа граждан к улучшению своего социально-экономического положения. Урбанисты, в частности, вовлекают жителей в обсуждение и решение вопросов о будущем их городов.
Екатеринбург: события формируют среду
Развитие индустрии въездного и внутреннего туризма помогает российским городам создавать добавленную стоимость за счет своего культурного, исторического и индустриального наследия. Этот тренд оборачивается выгодой не только для муниципальных властей, сектора HoReCa (сфера услуг и гостеприимства) и туристических компаний, но и в целом для населения. Особую роль в модернизации городов играют крупные ивенты – спортивные, выставочные, экономические, художественные.
Екатеринбург все больше становится местом притяжения значимых событий, причем не только в региональном, но и в мировом масштабе. В 2003 г. столица Среднего Урала принимала российско-германский саммит, благодаря чему в центре города начала формироваться среда совершенно нового качества – променад среди исторической застройки (где есть и памятники архитектуры), оживленный жанровой уличной скульптурой и фонтаном, дополненный красивыми скамейками, клумбами и фонарями. Улица сохранила свое торговое предназначение, а к бутикам и шопинг-галереям добавились кафе и рестораны фастфуда – благодаря всему этому люди стали встречаться и проводить время в этой «гостиной» под открытым небом.
В том же 2003 г. в Екатеринбурге был открыт Храм на Крови, возведенный на месте дома, где император Николай II и его семья провели последние дни жизни и были расстреляны. Храм-памятник стал центром паломничества (мирового значения), а для горожан – это один из центров духовной и культурной жизни, архитектурная доминанта, связанная с историческим наследием, в окружении модернистской, советской и дореволюционной застройки. «ОСОБУЮ РОЛЬ В МОДЕРНИЗАЦИИ ГОРОДОВ ИГРАЮТ КРУПНЫЕ ИВЕНТЫ – СПОРТИВНЫЕ, ВЫСТАВОЧНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ»
В 2009 г. Екатеринбург стал столицей саммита ШОС, с 2010 г. здесь ежегодно проводится главная в России Международная промышленная выставка ИННОПРОМ, недавно город принимал ЧМ по футболу – все эти мегасобытия повлияли на улучшение транспортной инфраструктуры, внедрение умных технологий, появление общественного подземного паркинга, новых пешеходных зон и велодорожек, благоустройство и озеленение улиц, ну и, конечно же, развитие спорта. Модернизированная городская среда все более способствует тому, чтобы люди имели возможность и хотели вместе проводить досуг, инициировали культурные мероприятия, поддерживали здоровый образ жизни, расширяли свой кругозор.
Сейчас Екатеринбург соревнуется с Осакой и Баку за право принимать Экспо-2025. Масштабы такого мероприятия превосходят и мундиаль, и Олимпийские игры.
Светлана Сагайдак, генеральный директор заявочного комитета России Экспо-2025:
– Под выставку зарезервирован участок площадью в 555 га, это будет крупнейший проект в истории Экспо. Территория примыкает к водному пространству, при взгляде на которое рождается совершенно необыкновенное ощущение красоты, мощи, величия. Мы планируем так спроектировать этот объект, включающий Экспо-парк, что в будущем это будет полноценный жилой район с инфраструктурой, функционирующей за счет умных технологий. В нашем понимании smart city – это благоприятная среда, где человек чувствует себя счастливым, нацелен на развитие своих талантов. Все его рутинные заботы переложены на «плечи» технологий, он не беспокоится о безопасности, внедренная экосистема работает на обеспечение комфорта его жизни и деятельности.
Тюмень: новые форматы жилой застройки
Еще одна важнейшая составляющая городского пространства – жилая застройка. Очень сложно в большинстве российских городов на фоне безликих новых микрорайонов найти действительно стоящие проекты, которые вдохновляют урбанистов. И пока в Екатеринбурге с нетерпением ожидают ноября, когда будет принято окончательное решение о месте проведения Экспо-2025, в Тюмени уже приступили к реализации проекта, в котором используются по-настоящему урбанистическая концепция. В центральной части города, на берегу Туры, возводится жилой район «Айвазовский» – его принципиальная новизна заключается в максимальном удовлетворении потребности современного человека жить насыщенной жизнью в гармонии с другими людьми: общаться, вместе заниматься спортом и творчеством; наслаждаться прогулками и гастрономическим разнообразием; вдохновляться природой и эстетикой окружающего рукотворного мира. Возможности для организации бизнеса и для образования детей также заложены в проект ЖР «Айвазовский».
Один из инновационных моментов в дизайне архитектурной среды нового жилого района – акцент на живописности пространства. Это новейший и такой психологически востребованный урбанистический тренд, когда ценность локации повышается за счет включения зеленых массивов и воды. Для прогулок на лоне природы в «Айвазовском» предусмотрены пешеходный бульвар, парк с фонтанами, во дворах не машины (их место в подземных паркингах и за периметром кварталов), а зеленые островки с большими деревьями, местами для отдыха и хорошо оснащенные детские площадки. Принцип квартальной застройки в корне отличается от микрорайонной, когда с довольно большой территории предусмотрен чуть ли не единственный выезд, что чревато заторами и пробками. Благодаря кварталам образуется гибкость распределения транспортных потоков.
Уникальность комплексу придаст собственный водный канал («узнаваемое лицо» – это тоже тренд в дизайне городского пространства). Жители района смогут наслаждаться природой, не выходя из дома: застройщик предлагает видовые квартиры с панорамными окнами, квартиры с балконами-террасами и террасами на крыше.
Все больше появляется проектов, где главным объектом становится архитектурная среда – пространство, которое получает свою максимальную выразительность и социально-культурную значимость за счет зданий, малых архитектурных форм, мощения, колористики, элементов природы и всего, что нас вообще в жизни окружает. Это очень сложный объект для проектирования, и в работе необходимо учитывать и пластику, и художественные особенности, и освещенность этой среды в разное время суток.
Социально-культурная роль квартала «Айвазовский» состоит в создании условий для позитивного, творческого общения жителей, возможностей для интересного досуга. Одно из неотъемлемых требований при обустройстве нового жилого района – безопасность. Она обеспечивается за счет «зеленых» и умных технологий, как в общественных пространствах, так и в приватных. Все жители квартала вне зависимости от параметров выбранного ими жилья будут в равной степени ощущать преимущества комфорта современного уровня. К тому же каждый дом сможет похвастать своим названием, которое найдет отражение в оформлении холла и помещений общего пользования. «НАДО СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ЛЮБИЛ СВОЙ ДОМ – ВОТ ЭТО И ЕСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРБАНИСТИКИ»
Плюс дома в «Айвазовском» объединяют уже полюбившиеся тюменцам форматы квартир – и это еще одна заслуга застройщика, который при проектировании основывался на реальном спросе населения. Вместе с тем здесь реализованы европейские принципы планировки, когда квартира понимается как пространство, вмещающее необходимые для комфортной жизни зоны, которые объединяют (столовая/гостиная и кухня) или разграничивают (отдельные гардеробные, несколько санузлов). Учет реальных потребностей людей и понимание того, как меняются их вкусы в этом многообразном и все более глобальном мире – это реальная забота о человеке. Где бы он ни жил, в никогда не спящем мегаполисе или в «18-часовом» городе, надо сделать так, чтобы он любил свой дом – вот это и есть стратегическая цель урбанистики.
"Комплексная городская инфраструктура закладывается в момент проектирования: это вопрос маркетинговых расчетов с компетенцией упреждающего видения на 5-10 лет вперед". Для равномерного, удобного и правильного развития у города должна быть разработана долгосрочная стратегия. Пока что, считает эксперт, в России таких примеров мало, ведь никто не занимался подобными исследованиями целенаправленно, возможно, постепенно городов с четкой проработанной структурой станет больше.
В постсоветском пространстве российских городов работает и теория малых дел. Так, эксперт приводит в качестве примера востребованный туристический город Суздаль. В городе с обычной инфраструктурой власти смогли создать условия для малого и среднего бизнеса, не мешающие ему развиваться. В результате появляются новые маленькие кофейни, небольшие мануфактуры, традиционные кафе и рестораны, и дружелюбная атмосфера города привлекает туристические потоки. По словам экспертов, будущее городов во многом зависит от электронных сервисов, таких как московское приложение "Активный гражданин". Для планирования города важна и простая информация, доступная и открытая: сколько звонков совершается из определенного места в городе, в какую часть города приходит большая часть людей после работы. Как известно, есть две стратегии - посадить на протоптанной тропинке цветы, и жители протопчут ее снова, или же устроить дорожку там, где она зарекомендовала себя как самый короткий путь. Современная урбанистика настойчиво советует городам идти второй дорогой.
Современные городские районы соизмеримы по численности с греческими полисами, где в свое время родилась практика самоуправления. В этом смысле, как говорит эксперт, незнакомые слова "соучастное проектирование" оказываются реинкарнацией древней афинской демократии, когда представители народа обсуждали любую инициативу начальства и голосовали "за" или "против".
Современный город, населением превышающий миллион жителей, состоит из многих городов
Тенденция на благоустройство хоть и постепенно, но все-таки распространяется по всей стране. Проектирование среды идет в соответствии с мировыми тенденциями, но есть подозрение, что зачастую качество выполняемых работ оставляет желать лучшего. Это объясняется большим пробелом в области создания комфортной городской среды и благоустройства территорий. Тем не менее был сделан огромный шаг для изменений не только в главных городах страны, но и в регионах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий