Лекция № 8



Лекция № 8 Городские агломерации и мегаполисы.

Пространственные формы расселения.

Экономическими успехами развитые страны  обязаны  мегаполисам  -  их вес в национальном ВВП растет. Необходимо отграничить строгое научное понятие «мегалополис» от употребления этого же слова (в форме мегаполис) в качестве описательного образного выражения - своего рода синонима сверхкрупного города.
С близлежащей территорией крупные города  делятся  частью  богатства, а из других регионов выкачивают капитал, особенно кадры.
Перетекание ресурсов в мегаполисы - беда регионов, но развитие крупных городов повышает уровень жизни во всей стране. Развитие крупных городов приводит и к развитию территории вокруг них. Быстрыми темпами  начинают расти окрестные поселения. Возникают агломерации.
Городская агломерация - компактная пространственная группировка поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями в сложную многокомпонентную динамическую систему.
В основу делимитации  агломерации  положены  изохроны  транспортной доступности. Граница агломерации определяется по 2-х часовой доступности на общественных видах транспорта с учетом остановочного времени.
Обычно выделяются моноцентрические агломерации с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и социокультурному потенциалу.
Полицентрические агломерации имеют несколько взаимосвязанных друг с другом центров, которые обычно не равнозначны по размеру и уровню развития. Во многом полицентричность или моноцентричность агломерации определяется характером ее формирования.
Формирование агломерации может происходить двумя путями:
От города. Ограниченность ресурсов города при достижении порогового состояния развития принуждает переносить центр его тяжести в окружающий район. Все, что не помещается в ядре агломерации выходит за его пределы. В пригородную зону выталкиваются промышленные предприятия, предприятия-смежники, филиалы, испытательные полигоны, НИИ и лаборатории, склады и т.д.
От района. В районах развития добывающей промышленности (бассейного освоения) среди территориальной группы городов сходной специализации постепенно выделяется наиболее значительный центр, развивающий функции организационно-хозяйственные, научные, проектно- конструкторские, культурные и т.д. и на этой основе становящийся одним и ядер агломерации.
Агломерации являются промежуточным этапом в пространственной эволюции урбанизации. И скопления, территориально  сближаясь, образуют  в плотно заселенных странах надагломерационные систем - урбанизированные районы, урбанизированные зоны, мегалополисы. Во многих странах, в том числе и в России, урбанизированные районы и зоны образуют опорные ареалы расселения и всего территориального развития.
Основу урбанизированного района составляют обычно несколько крупных городских агломераций, которые благодаря встречному развитию создают территорию с общими функциональными особенностями.
Мегалополисы – являются наиболее высокоурбанизированными пространственными структурами полосовидной  конфигурации, возникающие путем срастания близко расположенных крупнейших городских агломераций.
Мегалополисы концентрируют в развитых странах значительную часть их населения и наиболее  важных  видов  деятельности.  В  трех американских мегалополисах проживает около половины населения США, в них производится 60% условной чистой продукции  промышленности страны. Мегалополис Токайдо также  занимает  доминирующее  положение  в населении, экономике, культуре и политике Японии. В Английском мегалополисе сконцентрировано свыше половины населения Beликобритании. Очень велики концентрация и нематериальных видов деятельности в крупнейших мегалополисах мира, велика их  роль  в политике, финансах, развитии культуры, информации, науки, образования и  в формировании самого образа жизни в современном мире.
Наиболее крупные мегалополисы формируются в США вдоль Атлантического побережья между Бостоном и Вашингтоном (Босваш), в районе Великих озер между Чикаго и Питтсбургом  (Чипиттс),  в Калифорнии между Сан-Диего и Сан-Франциско (Сансан), в Западной Европе в Англии (Лондон - Ливерпуль),  вдоль  Рейна  (Рейн    Рур    Рейн — Майн), в Японии в районе Токио-Осака (Токайдо). Также мегалополисы есть в Китае (Пекин-Тянь-Цзин), Индии (Калькутта-  Асансол), Африке (Каир-Александрия) и некоторых др. странах.
Планировочная организация города.

Планировочная организация – это определенная пространственная структура системы города, главными элементами которой являются:
природно-планировочные элементы (реки, овраги, рельеф, крупные зеленые массивы);
исторические условия развития города; функциональный тип города и т.д.
Планировочная структура обладает свойством инерционности. В силу своей жесткости, закрепленности функциональных зон, параметров площадей и улиц она с трудом поддается изменениям, сопротивляется переустройству.
Главным элементом планировочной структуры является планировочный каркас. В него входят улицы и магистрали, жилая застройка, промышленные территории, значительные по площади природно-планировочные элементы. В планировочной структуре выделяют также экологический и транспортный каркас, транспортный образован улично-магистральной сетью, а экологический – различными категориями зеленых насаждений, акваториями, рельефом. Наиболее часто экологический каркас образован озелененными улицами, крупными парками и бульварами.
Типы планировочных структур зависят от следующих факторов:
от исторических условий развития города;
функционального типа;
комплекса природно-климатических факторов.
Сформировалось несколько планировочных структур:Компактная планировочная структура Компактный город имеет ряд достоинств:
относительно короткие транспортные связи; инженерные коммуникации небольшой длины; экономия времени при передвижении по городу; эффективное транспортное обслуживание.

Расчлененная планировочная структура.
Вытянутая планировочная структура. К ним относятся приречные и приморские города. Структура города растягивается вдоль берега.
Многоядерные структуры. Образуется в определенных природно- климатических условиях при наличии крупных акватории, обширных речных пойм и т.д., которые могут быть использованы как внутригородская зона отдыха. Каждый район города является отдельным центром (ядром). Город имеет большую площадь.

Такая структура имеет ряд недостатков: трудность транспортного сообщения; Высокая их протяженность;
не экономичность
Комбинированные   планировочные        структуры. Сочетают          в          себе     1-4 варианты с преобладанием одного из них.

Анализ прогнозов и проектов регулирования расселения и развития городов.
Все градостроительные проекты должны смотреть вперед очень широко и далеко. Фундаментальный вывод, подтвержденный практикой реализации всех проектов, заключается в том, что любое ограничение широты и временного горизонта планировочных разработок чревато потерей самого их смысла и может принести лишь вред. По мере перехода от глобальных и региональных к локальным территориальным объектам возрастает степень неопределенности в прогнозах. При проектировании расселения и городов оптимальную для будущего структуру приходится искать при большой изменчивости и неопределенности весьма многих составляющих ее элементов. В любом районе, для любого города ни один фактор, взятый сам по себе в отдельности, не является достаточно устойчивым, чтобы, опираясь на него, конструировать концепцию их развития. Поэтому, чтобы эффективно разработать концепцию развития района или города, необходимо расширить круг методов, применяемых при прогнозировании.
Главная особенность долгосрочного прогноза при проектировании урбанизированной системы в самом общем виде должна заключаться в том, чтобы найти решение, обеспечивающее оптимальный вариант развития в ближайший период и различные возможные варианты развития в перспективе. В связи с этим принципиальное значение имеет стохастический (вероятностный) подход к исследованиям и проектированию. Он заключается в выявлении, сопоставлении, комплексной оценке тех факторов, в отношении  которых есть надежные исходные данные, и в сохранении открытыми путей роста для тех факторов, которые сегодня еще не могут быть полностью оценены или предсказаны. В этом отношении потенциальные возможности для прогнозирования, еще не до конца оцененные, открывает метод энергопроизводственных циклов. Он позволяет, ориентируясь на ведущие звенья территориально-производственных комплексов, тенденции развития которых более или менее поддаются прогнозированию, с достаточной степенью определенности судить о целесообразных направлениях, масштабах, структуре и специализации комплекса в целом. На этой основе может быть выполнена важная часть экономико-географического прогноза, ориентирующего последующую работу по проектированию города. Рассмотрим некоторые важнейшие изменения в развитии производительных сил, которые в перспективе окажут большое влияние на развитие пространственных систем расселения и городов и должны учитываться при проектировании:
Революционные изменения в энергетике и добыче сырьевых ресурсов.
Планировочные аспекты энергетических прогнозов в нашей стране заключаются:
в широком освоении новых районов, располагающих ресурсами нефти, газа, угля, притом, как правило, в более сложных природных условиях при худших технико-экономических характеристиках месторождений;
в существенном улучшении воздушного бассейна в городах по мере отказа от загрязняющих источников энергии и тепла (электростанций и котельных на угле, в особенности низкокачественном) и привлечения в будущем альтернативных источников;
в появлении новых экологических проблем в энергетике, связанных с развитием атомных электростанций (АЭС), добычей и использованием больших масс бурого угля, опасностью загрязнения акваторий морей и океанов при добыче нефти и газа на шельфовых месторождениях.
Новые технологии, масштабы и формы размещения промышленности.
Проектирование городов тесно связано со становлением новых технологических и производственных систем.
Возрастает влияние размещения научных центров и высших учебных заведений на территориальную организацию производительных сил и развитие городов. В связи с переходом к рыночной экономике в нашей стране важно учесть новые процессы в размещении и территориальной организации производительных сил, которые еще недостаточно известны нашей хозяйственной практике и градостроительству. При прогнозировании перспектив развития расселения и городов следует учесть, что самый большой парадокс прогнозирования научно-технического прогресса заключается в необходимости предвидеть события, которые в принципе предвидеть невозможно. Смысл и практическая цель долгосрочного прогнозирования все более смещаются в плоскость формирования условий, позволяющих адаптироваться к разным, в том числе сегодня еще непредсказуемым альтернативам развития.Эволюция градостроительных идей на Западе.
В начале 20 в. социальные контрасты и скученность застройки в крупных городах Европы и Америки уже достигли нестерпимых размеров. В европейских странах - заторы на дорогах. Убогие жилища, лишенные самого необходимого, но обилие церквей и питейных заведений - черты трущобных районов больших капиталистических городов. В центрах городов - огромная концентрация деловых и торговых учреждений, банков и т. д. - росла стоимость земли, что побуждало еще больше уплотнять застройку.
В 20-30 гг. - творчество Корбузье и его единомышленников. Он подвергает критике современный ему капиталистический город, но утверждает высокую миссию городов. Главное в планировке городов он видит в унаследованной от прошлого хаотической сети улиц (дороги ослов). Выход он видел в культе "прямой линии". "Жилые дома, водопроводные и канализационные линии, шоссе, тротуары - все должно строится по прямой. Прямая линия оздоровляет город". Он резко возражал против проектов дезурбанизации; считал, что концентрация производства и рост городов - источник и результат прогресса. Предложил новую планировку городов с квадратной сеткой прямых широких магистралей и небоскребами до 200 м высотой, равномерно размещенных среди зеленых насаждений (план  Вуазен). Корбузье выступил с предложением развить в линейные городские образования Алжир, Рио-де-Жанейро, Лондон, Чикаго, Нью-Йорк. В 40 гг. Корбузье проектирует гигантские линейные урбанизированные полосы от Атлантики до Урала.
1943 г. - предложены основные идеи и цели градостроительства 20 в.:
концепция     жесткого        ортодоксального      зонирования  территории городов по функциям,
четкого отделения и дифференциации транспортных магистралей,
свободного    размещения   зданий            среди  парковых       и          спортивных территорий,
отделение пешеходов от транспорта и др.
Ни один из крупных проектов не осуществлен (неприемлемость слишком ортодоксального подхода).

Советский город: этапы формирования.

В области планировки городов в 20-х - начале 30-х годов в СССР была сформулирована концепция регионального расселения, тесно связанная с планом ГОЭЛРО (Б. Сакулин). Был разработан  ряд  оригинальных концепций развития городов («парабола» Н. Ладовского; схемы линейных городов Н. Милютина; план «Новой Москвы» А.  Щусева и И. Жолтовского  и др.). В архитектуре жилых и общественных зданий главенствующее значение приобретают идеи конструктивизма, провозглашенные впервые послереволюционные годы. Им соответствовала ясность и чистота конструктивных и объемно-пространственных решений, которые должны были строго отвечать функциональному назначению зданий.
Среди прозрений градостроительной мысли 20-х годов  следует отметить генеральный план Новосибирска 1928г. - уникальный вистории градостроительных проектов, предсказавший с почти неправдоподобной точностью на 50 лет вперед расчетную численность населения Новосибирска в 1350 тыс. человек (близкую к фактически достигнутой этим городом в 1978 г.). В 1926— 1939 гг.  городское  население.  СССР  увеличилось  в  2,5  раза и достигло 56 млн. человек. Широко развертывавшаяся индустриализация страны и беспрецедентные по масштабам процессы урбанизации сопровождались планомерным созданием многих сотен новых городов и переустройством существующих. В 30-е годы начались большие работы по переустройству центра Москвы, застройке юго-запада Ленинграда, формированию центров столиц союзных и автономных республик, а также важнейших промышленных центров.
После Великой Отечественной войны в архитектуре усилилось стремление к парадности, триумфальности, а нередко и помпезности. Были успешно проведены огромные работы по  составлению  проектов  планировки восстанавливаемых городов. Сотни городов были подняты из руин. Многие центры крупных городов получили достойные решения, сформировавшие их современный облик (Крещатик в Киеве,  А.Власов  и  др.: улица Ленина в Минске, М. Парусников и др.; центр Волгограда, В. Симбирцев и др.).
Тем не менее, контраст между потребностями в жилье растущего населения городов и концентрацией усилий архитектуры на сооружении уникальных зданий становился все острее. В середине  50-х  годов  произошел резкий перелом - быстрое наращивание темпов массового строительства на индустриальной основе, сопровождавшееся требованиями решительного отказа от «украшательства» в архитектуре. Крупносборное строительство на основе монтажа конструкций, изготовленных на домостроительных комбинатах, стало определяющим.
Хотя преобладающим в городах  в  конце  50-х, в 60-х и  70-х годах  было массовое жилищное строительство, широко осуществлялось также строительство общественных зданий. В архитектуре  этих  зданий  возобладал стиль, основанный на широком использовании стандартных конструкций из стекла, алюминия, пластических масс, железобетона.

Задачи и особенности государственной политики и управления урбанизацией.

Есть два понятия – городская политика и градостроительная политика, близкие понятия, но не являющиеся синонимами.
Градостроительная   политика                 целенаправленная    деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения,  исходя из перспектив социально-экономического развития общества и различных национальных и местных особенностей.
Среди главных особенностей жизненного пространства России называются – громадность, суровость, многонациональность.
Экология характеризуется следующими данными: только 15%  горожан РФ проживают на территории с уровнем загрязнения атмосферы в пределах допустимых; 32% -в районах слабого загрязнения; 33% - умеренного ; 17% - сильного; 3 % очень сильного.
На территории РФ выделено 5 зон по уровню комфортности природных условий, предпосылкам болезней и особенностям адаптации пришлого населения. Одна из зон – зона экологического оптимума – это совокупность разорванных ареалов, основными из которых выступают : лесостепь Русской равнины, степи Предкавказья и узкая полоса Причерноморья.
80% всего и, в том числе городского, населения на территории РФ сосредоточено в Европейской России. За последние 20 лет села потеряли 10 млн. человек (20% своих жителей). Сеть сельских поселений сократилась в три раза. Население концентрируется в узловых центрах и вдоль главных магистралей, образующих опорный каркас населения и территориальной структуры хозяйства. В агломерациях сосредоточено 70% всего населения РФ. В «глубинке» сокращается численность населения, снижается его плотность, сворачивается сеть поселений.
В числе недостатков сложившегося расселения отмечаются безликость среды, плохая экология, низкий уровень инфраструктуры, слабый социально- экономический потенциал опорных пунктов расселения.
Основные направления развития расселения на территории России следующие:


Расселению в РФ свойственны значительные региональные различия; Создание новых городов будет редким исключением;

Основной зоной расселения выделяются четыре региона, наиболее урбанизированные (Центральный, Уральский, Южный, Приобский);

Образовались «проблемные ареалы» - это зоны воздействия аварии на Чернобыльской АЭС и на Южном Урале, зоны Западно-Сибирского нефтегазового комплекса и Тимано-Печорского ТПК;
Ареалы с комплексом всех направлений (Урал, Поволжье, Кузбасс, Норильский, Комсомольско-Амурский регионы);
Наиболее развитые агломерации (Ярославская, Новосибирская, Красноярская и т.д.);
Необходимость формирования природно-экологического каркаса; Трудности освоения Севера.
Региональные особенности урбанизации.
Урбанизация – процесс пространственный. Он происходит, развивается, меняет темпы и направления под сильным воздействием территориально дифференцированных факторов.
Результаты урбанизации в России весьма внушительны. Насчитывается около 170 больших городов, на долю которых приходится примерно 70% городского населения страны. Подлинным подвигом надо считать строительство городов на севере и востоке России. Произошло усиление опорного каркаса расселения. В него вошли не только сильно выросшие традиционные центры, но и новые многофункциональные города, возглавившие вновь образованные области - Белгород, Липецк, Кемерово, Челябинск, Курган и ряд других. Из незначительных в прошлом городов развились столицы национальных республик - Сыктывкар, Чебоксары, Йошкар-Ола, Саранск, Нальчик и ряд других.
В то же время на качестве городов весьма негативно сказалась такие особенности советской урбанизации, как ведущее значение индустриализации. Типичен был хронический недостаток средств, выделяемых на развитие социальной сферы в городах, их техническое оснащение и благоустройство. Широко была распространена практика преобразования в города сельских поселений, которые, наделяясь городскими функциями, зачастую, не приобретали городского облика, не менялся образ жизни их обитателей. В ряде случаев при исчислении в нашей стране реального городского населения рекомендовалось принимать во внимание наличие скрытого городского населения (жителей сельских поселений несельскохозяйственного профиля). Но уместно (резонно) также учитывать и скрытое сельское население в городах, в полной мере городами пока не ставшими.
Промышленность, причем крупная, явилась причиной возникновения подавляющего числа новых городов, преображения и роста традиционных центров. Новые города, возникшие при крупных предприятиях, оставались в значительной степени поселками. Их можно было считать жилищно- коммунальными цехами заводов или комбинатов. Другие функции, помимо промышленных, развивались недостаточно, за исключением тех, которые были также связаны с ведущей промышленностью, ее непосредственным обслуживанием - строительство и производство строительных материалов, транспорт, подготовка кадров. Узкоотраслевой профиль сказывался на социально-профессиональном составе населения. Город не развивался как многофункциональное образование, что влекло за собой и его социальную ущербность.
Традиционный многофункциональный город - в прошлом губернский, а ныне областной центр - в результате внедрения в него крупной промышленности приобретал своего рода промышленный флюс, деформировавший его функциональную структуру. Даже в Санкт- Петербурге, в котором функциональная структура продолжала быть окрашенной столичностью, доля промышленности в структуре занятости достигает 50%. А в центрах регионов, по сравнению с другими городами, наиболее далеко ушедшими по пути развития многофункциональности - Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Самаре, она значительно выше.
Промышленность как бы блокировала развитие других видов деятельности. Город характеризовался социальными изъянами. Хотя часть городов - промышленных новостроек (Новокузнецк, Кемерово, Комсомольск- на-Амуре, Норильск и другие)- развивались в сторону многофункциональности, однако и у них пресс крупной промышленности оказался чрезмерным.
Быстрое развитие промышленности, стимулировавшее скачкообразный рост городов, повлекло за собой полосу негативных последствий. К числу их относится чрезмерно быстрое формирование населения из преимущественно сельских мигрантов. В результате в больших городах образовался значительный слой маргинального населения, с трудом адаптировавшегося к новым условиям жизни. Вчерашние сельские жители - они еще не стали горожанами- с трудом усваивали городской образ жизни.
Необходимость строительства новых промышленных и жилых районов вызвала растягивание территории города, его коммуникаций. На строительство новых районов уходила львиная доля средств, в результате чего их явно не хватало для реконструкции и просто содержания в порядке старой части городов, даже их центров.
Можно сказать, что в России сейчас множество городов без полноценной городской среды, с недостаточно городской функциональной структурой, с не вполне городским населением. Как ни парадоксально это звучит, но многие российские города недостаточно урбанизированы. Связано это с тем, что значительная часть российских городов были лишь экономически неполноценными административными центрами. Часть городов явно деградировала и находилась на пути возвращения в ряды сельских поселений, что на протяжении всего XIX в., а также в первые десятилетия советской власти и происходило.
Исключительная важность опорного каркаса для России обусловливается прежде всего следующими географическими обстоятельствами.
Характерные для страны огромные расстояния могут быть перекрыты влиянием только очень крупных многофункциональных комплексных центров.
Территория России отличается большой хозяйственной дифференциацией (связанной     с природными, историческими, демографическими различиями), что требует системы  мощных скрепляющих узлов и соединяющих их транспортных линий.
На  формирование  ОКР СССР сильное  воздействие оказало создание системы общесоюзных баз:
а) тяжелой индустрии;
б) научно-технического прогресса;
в) курортных. Формирование ОКР СССР было тесно связано с развитием единых систем инфраструктуры - транспорта, энергетики, газоснабжения, связи.
Узлы и линии ОКР создают вершины экономического рельефа и составляют костяк территориальной структуры народного хозяйства. Узлы ОКР – это города и агломерации. Линейные элементы ОКР – это транспортные артерии одного вида имеющие высокую грузо- и пассажиропровозоспособность, которые соединяют узлы.
Важным результатом формирования ОКР СССР явилось создание опорных районов. В итоге Россия вошла в XXI век, располагая созданными в течение XX столетия  экономико-географическими  предпосылками развития. Однако к моменту распада СССР формирование ОКР  окончательно не было завершено.
Вся огромная Азиатская часть страны имела лишь одну сквозную магистраль Транссиб. Поэтапно осуществлявшийся сдвиг производительных сил на восток остановился в Прибайкалье. Затормозилось развитие зоны БАМ.
Изменилось геополитическое положение страны - оказалась сильнее сдвинутой северо-востоку Евразии (по сравнению с Советским Союзом), затруднился доступ к портам бывших  прибалтийских  республик  и Украины, участки некоторых  российских важных магистралей  оказались на территории сопредельных государств.
Завершение создания и капитальный ремонт территориальной  структуры народного хозяйства и ОКР - одно из условий успешного  развития России. Развитие магистрализации позволит эффективно, с большой экономической выгодой для России использовать ее межконтинентальное положение.
Строительство трансконтинентальных транспортных магистралей может внести существенные изменения в территориальную структуру России. Сибирь, которая оказалась в особенно невыгодном положении  после  распада СССР, удалившись от выходов в мировой океан, сможет получить новый выход к морю и другим регионам. 

Городская политика России.

Городская политика (ГП) – охватывает вопросы эффективного использования потенциала города, градостроительной системы и городской среды в интересах самого города, следовательно, его населения, региона и страны в целом.
Таким образом, городская политика – это деятельность государства на обеспечение достойной жизни населения.
В городах живет 75% населения России. Тем более важно, чтобы городская среда была благоприятной. Города организуют пространства. Для России, принимая во внимание размеры ее территории, опасность распада, значительные внутренние различия и особенно деление на части с очень разными условиями жизни и деятельности особенно важно.
В России высокого уровня достигла территориальная концентрация деятельности и ее результатов. Наши города сосредоточивают в себе большую часть научно- технического, производственного и интеллектуального потенциала страны.
Состояние российских городов надо оценить как тревожное, а некоторых даже как катастрофическое. У многих новых городов из-за быстроты их создания не выработались еще не городской облик, ни городской характер.
Мощные и устойчивые миграционные потоки из деревень в города повысили городскую численность, но многие из них не стали истинными горожанами.
Экологическое состояние крупнейших городов угрожающее (экологические, социальные и экономические).
Изменение геополитической ситуации в России требует изменения пространственного развития. Нужно создавать новые узлы и линии опорного каркаса территории, обустраивать границы, так как многие прежде глубинные территории стали пограничными, а также продуманно использовать весьма дефицитные для громадной страны приморские территории.
Необходимость жесткой государственной ГП объясняется характером переходного периода, который переживает страна, в результате не последовательного курса, реформ. Угроза возникновения стихийного
«черного рынка» на землю требует контроля государства за использованием городских территорий, так как они обладают повышенной ценностью.
Основные цели ГП:
Экономическое благополучие должно стать нормой жизни городов; Помочь всем городам стать полноценными городами;
Города должны выполнять свойственные им задачи, увеличивать отдачу обществу и хозяйству.

Градостроительные поиски концепции города будущего

Градостроительные поиски концепции города будущего. Много проектов  городов  будущего  было  разработано  в  60-70-е  годы.   Некоторые ведущие идеи в проектировании городов будущего:
Поднять будущий город ввысь, используя каркас их металлических конструкций, опирающийся на землю, но оставляющий максимум территории для зеленых насаждений, сельского хозяйства,  отдыха. В некоторых случаях обширные пространственные конструкции проектировались над существующими городами (или их районами), над горами, реками, морскими акваториями.
В  проектах  Ионы  Фридмана  (Франция)   пространственные   структуры предлагалось воздвигнуть  над  землѐй  и  водой  (например,  город над р. Сена в Париже, город-мост над Ла-Маншем, городаоединяющие континенты).В многочисленных вариантах пространственный  город  представлялся   в   виде   гигантского  конуса (Поль Меймон, Франция) или, наоборот, воронки, расширяющейся кверху с минимальными размерами опорной части (Вальтер Монас, Швейцария; Intrapolis Уолтера Джонаса), а  также  в  виде  других сооружений причудливой формы, подчиненных идее в максимальной степени высвободить территорию, устремив город вверх, в пространство.
Другая важная идея проектов городов будущего - их мобильность, стремление предусмотреть динамичное развитие города.
Яркой страницей в истории градостроительства в XX в. стали фантастические проекты городов будущего (особенно много таких проектов было в 60-70-х). Первая из идей, реа­лизуемых в этих проектах - идея поднять будущий город ввысь (над существующими го­родами, реками, горами, морскими акваториями), используя металлический каркас, опи­рающийся на землю, но оставляющий максимум территории для зеленых насаждений, сельского хозяйства, рекреации. В проектах Ионы Фридмана города предлагалось воздвигнуть над историческими центрами городов (над Сеной в Париже, доками Гудзона в Нью-Йорке, Темзой в Лондоне), над проливами (над Ла-Маншем), над океанами (8 городов-мостов между континентами протяженностью свыше 2 тыс. км). В многочисленных вариантах пространственный город представляется в виде гигантского конуса (Поль Меймон, Франция) или, наоборот, воронки, расширяющейся к верху с минимальными размерами опорной части (Валь­тер Монас, Швейцария), в виде пирамид, кратеров и других сооружений причудливой формы, призванных в максимальной степени высвободить территорию, устремив город вверх в простран­ство. В одном из проектов Паоло Солери (США) город будущего представлялся в виде ги­гантского 300-этажного здания - «арколога" (от слов архитектура и экология) на 1 млн. жителей (движение в таком городе осуществлялось бы по горизонтальным и вертикальным эскалаторам, энергия от распо­ложенных внизу под землей ядерных реакторов), в другом проекте Солери представлял город в виде огромного гексаэдра (на 1,7 млн. жит). Вторая важная идея проектов городов буду­щего - их мобильностьстремление предусмотреть динамичное развитие города путем возможной смены модулей на несущем каркасе. Ярким примером такой модульной кон­струкции был проект "Плаг ин Сити" английских архитекторов "Аркигрэм". Японцы предложили проект развития Токио над Токийским заливом в виде гигантской конструк­ции протяженностью 23 км, повисшей на платформах над водой, особое место занимают проекты акваполисов - городов на морских поверхностях, погруженных в воду или раз­мещенных на дне, еще более экзотичны подземные города. Конечно, многие их этих про­ектов технически осуществимы уже в настоящее время, но они несколько наивны, чем фантастичны.
Пути развития городов будущего видятся намного сложнее, богаче, глубже связанными с историей, экономикой, техникой, социологией, географией, всеми особен­ностями, в том числе региональными, социального и научно-технического прогресса, чем это представляется во всех этих смелых и ошеломляющих фантазиях градостроителей.



3 комментария: