Лекция № 7


Лекция 7.

Комплексная градостроительная оценка территории и методы выбора вариантов размещения строительства в городах.

1.      Градообразующий потенциал города, его оценка. Градообразующие факторы.
2.      Принципы и основы планирования и организации города. Учет природных условий при проектировании жилищного и промышленного строительства в городе.
3.      Расчет перспективной численности населения городов. Метод трудового баланса.
4.      Демографические факторы и миграционные процессы.

Градообразующий потенциал– это социально-экономические, научно-технические и производственные ресурсы города. Сведения о градообразующем потенциале необходимы для определения перспектив развития городских поселений. Оценка градообразующего потенциала выполняется на основе определения численности работников, занятых в определенных сферах хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории городских поселений. Для этого выявляются градообразующие и неградообразующие факторы (функции), которые и определяют значение (роль) города в регионе или в стране.
К градообразующим функциям относятся:
· промышленно-транспортные (наличие и развитие промышленности, строительства и транспорта);
· научно-образовательные (наличие и развитие учреждений высшего и среднего специального образования);
· инженерно-экономические (инженерное освоение территории, включая снос и перенос объектов, изъятие под застройку сельскохозяйственных и лесных земель, территорий месторождений полезных ископаемых);
· социально-экономические (размещение предприятий торговли, общественного питания, зрелищных учреждений и административных служб);
· функциональные удобства территории (сокращение времени на поездки, транспортной усталости, санитарно-гигиенические условия);
· природная, архитектурно-художественная и эстетическая ценность территорий застройки.
К неградообразующим функциям относятся обслуживающие потребности города - учреждения здравоохранения, просвещения, культуры, коммунального хозяйства. Разделение на градообразующие и неградообразующие функции достаточно условно, поскольку определенная часть промышленных предприятий может выполнять обслуживающие город функции (например, хлебозаводы или предприятия общественного питания). Эта условность преодолевается благодаря отнесению к градообслуживающим кадрам 10% работников, занятых в промышленности, либо при помощи более точных расчетов работников, занятых на отдельных предприятиях. Общая расчетная численность градообразующих кадров определяется путем суммирования данных о занятости на действующих, строящихся новых и реконструируемых производственных объектах. Доля работников, занятых в градообслуживающих функциях от общей численности населения определяется на основе нормативов по оптимальной численности работников сферы обслуживания, как показано в таблице 1 (Пивоваров, 1999).
Таблица 1.
Занятость в учреждениях обслуживания в % к расчетной численности населения (Пивоваров, 1999)
Учреждения и предприятия обслуживания
На первую очередь строительства
На расчетный срок
Дошкольные учреждения
2,1
3,3
Школы
1,4
2,2
Культура и искусство
0,5
1,0
Здравоохранение
1,9
2,4
Физкультура и спорт
0,2
0,3
Торговля
2,8
3,3
Общественное питание
2,2
2,8
Управление и финансы
0,6
0,5
Связь
0,7
0,8
Бытовое обслуживание
1,8
1,8
Коммунальное хозяйство
3,9
4,6
Всего
18,1

В целом для крупных и крупнейших городов, как показано в таблице 1, численность градообразующих кадров принимается 18—21% на первую очередь строительства и 23—27% на расчетный срок. Для средних и малых городов градообразующие кадры должны составлять соответственно 15—17 и 19—22%%. В зависимости от демографической структуры населения, для детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений физкультуры и спорта рекомендуется использовать повышающие или понижающие коэффициенты. Предлагаемые показатели ориентированы на повышение доли обслуживающих кадров в структуре занятых, поскольку опережающий рост занятости в сфере обслуживания характерен для всех городов мира. Для городов и населенных пунктов, имеющих предпосылки для дальнейшего развития, рекомендуется предусматривать резервы градообразующих кадров в пределах 10—15% общей численности градообразующей группы, обусловливаемые конкретными условиями формирования и развития города и наличием территориальных, трудовых, сырьевых и прочих ресурсов (Пивоваров, 1999).
Основы планировочной организации города. Городское планирование направлено на организацию рационального землепользования в поселениях, регулирование застройки и выполнение городом своих функций. Оно поддерживает композиционную структуру городских территорий – развитие городского центра и связанных с ним районных центров, поддержание привлекательного силуэта города, включая зрительное восприятие его главных природных и архитектурных доминант. При проектировании выявляются территории интенсивного освоения и сосредоточения важных функций, обычно связанных с центром города и главными транспортными магистралями. Планировочные решения требуют серьезной инфраструктурной проработки. Главная особенность долгосрочного прогноза при проектировании урбанизированной системы в общем виде состоит в том, что нужно найти оптимальный вариант развития в ближайший период и различные возможные варианты развития в перспективе.

Селитебная территория (часть территории населённого пункта, предназначенная для размещения жилой, общественной (общественно-деловой) и рекреационной зон, а также отдельных частей инженерной и транспортной инфраструктур ) занимает примерно половину территории современного города.



При этом жилая застройка брутто (в красных линиях) составляет примерно 50% селитебной территории, 15—20% ее занимают улицы и площади, 15—20% — участки городских общественных зданий и сооружений, остальные 10—15% — общегородские озелененные территории. В жилой застройке выделяются территории жилых зданий и сооружений без общественных учреждений, зеленых насаждений, проездов внутри микрорайонов, занимающие примерно 50% ее территории. Таким образом, собственно под застройку жилыми домами приходится 12—13% городской территории, что следует помнить при планировании размеров площадей, необходимых для современного города. Для укрупненных расчетов размеры селитебных территорий можно принимать в 10 га на 1000 жителей.
Под расчетными сроками проектирования понимается временная глубина, на которую разрабатывается проект. Обычно различаются первая очередь проекта (7—10 лет), расчетный срок (20—25 лет), перспектива за пределами расчетного срока (не регламентируется). Проектирование расселения и городов должно оперировать всеми уровнями прогнозов, включая сверхдолгосрочное прогнозирование. Для того чтобы избежать не поддающихся учету общественных потерь при реконструкции (т. е. при частичном разрушении) созданных огромных материальных фондов, а также невосполнимого в значительной мере ущерба природным ресурсам, проектирование городов должно с разной степенью детальности и различными методами учитывать все предвидимые этапы будущего.
При проектировании городов и систем расселения оптимальную структуру приходится искать при большой изменчивости и неопределенности многих составляющих ее элементов. Надо найти правильную планировочную структуру района или города, заведомо зная, что развитие многих элементов будущей структуры может пойти по разным вариантам. Многочисленные варианты входят в системы уравнений, которые представляют собой долгосрочные прогнозы при градостроительном проектировании. В каждом проекте сопоставляются несколько вариантов и рекомендуется наиболее оптимальный, который оказывается экономичнее по инвестиционным и эксплуатационным расходам и имеет убедительные градостроительные и санитарно-гигиенические преимущества.
В основу современной планировочной структуры города закладывается обеспечение его функционирования, наиболее эффективное и удобное для жителей. Нынешнее развитие российских городов характеризуется переходом от системы централизованных инвестиций в городское развитие к строительству нового жилья, ремонту и реконструкции низкокачественного и ветхого жилья центральных частей города за счет местных источников и частных инвестиций. Городское планирование отказывается от централизованных мест досуга и быта в городских поселениях. Переход к рыночной экономике поставил вопрос об экономической целесообразности существования нерентабельных производств. Целый ряд северных городов, городов-спутников, моногородов, ориентированных на одно предприятие, оказались в бедственном положении без поддержки централизованных инвестиций. Рынок недвижимости в городах положил начало формированию деловых центров. Пригородный дачно-огородный пояс вокруг большинства российских городов положил начало субурбанизационному развитию пригородной зоны (Вагин, 2000).
При планировочной организации города выполняются функциональное зонирование территории (для промышленных, жилых, рекреационных и других видов использования); дифференциация транспортных магистралей; организация эффективной системы обслуживания; оснащение города всеми видами инженерного оборудования. Также создается экологическая инфраструктура поселений, включая единую систему зеленых насаждений и мероприятия по охране окружающей среды. Разработка планировочной организации городской территории начинается с анализа того, как будут затронуты эти зоны. Важным элементом планировочной организации территории является согласование и одобрение планов городскими жителями или их представителями. Изменения в территориальном зонировании должны осуществляться в соответствии с действующими нормативно-правовыми положениями и актами (Пивоваров, 1999; Вагин, 2000).
Общий размер территорий, необходимых для развития селитебной зоны, зависит от этажности и плотности застройки и географической зоны расположения города. В зависимости от территориально-географических особенностей городских поселений и располагающихся в них производств определяются размеры промышленных и санитарно-защитных зон. Главные требования к взаимному расположению промышленных и селитебных (жилых) районов включают:
· Территориальные: промышленные и жилые зоны не должны чередоваться, чтобы избежать ухудшения санитарно-гигиенических условий среды или усложнения инженерно-транспортных коммуникаций. Промышленные зоны не следует размещать так, чтобы они закрывали выход из селитебных районов к реке или берегу моря. Жилые зоны недопустимо располагать над зонами залегания полезных ископаемых.
· Санитарно-экологические: промышленные зоны должны развиваться при строгом соблюдении требований охраны воздушного бассейна, поверхностных и грунтовых вод, световой и шумовой нагрузки.
· Функционально-эстетические: оптимизация времени на передвижение, изменение облика города благодаря архитектуре современных промышленных предприятий и научно-технических центров.
Главная идея организации жилых микрорайонов заключается в том, чтобы разместить жилые дома среди зеленых насаждений, в непосредственной близости от мест обслуживания повседневного пользования (особенно школ и дошкольных детских учреждений), от сада микрорайона и спортивных площадок, таким образом, чтобы массовый городской транспорт как бы обтекал их, обеспечивая относительную тишину и безопасность. Проезды в микрорайонах трассируются так, чтобы обеспечить возможность подъезда к любому дому, но исключить возможность транзитного пересечения микрорайона насквозь из-за запретительных знаков и неудобного расположения сети проездов. На прилегающих к территории микрорайона улицах располагаются остановочные пункты городского транспорта. Группы микрорайонов объединяются в жилые районы с учреждениями периодического (не повседневного) обслуживания. В городском центре сосредоточиваются общегородские учреждения эпизодического пользования.



Культурно-бытовое обслуживание строится по следующей схеме:
1.      Повседневое обслуживание (микрорайон): детские сады (не далее 300 м от жилых домов), школа (не далее 500 м), магазины повседневного пользования (булочные, продуктовые и др.), спортивные площадки, аптеки, клубные помещения (встроенные), приемные пункты прачечной и мастерских по мелкому ремонту одежды и обуви, парикмахерская.
2.      Периодическое обслуживание (жилой район): торговый центр, магазины, предприятия бытового обслуживания, ресторан, кафе, клуб, кинотеатр, поликлиника, спортивный центр с бассейном и спортивными залами, библиотеки, отделения связи.
3.      Эпизодическое обслуживание (город): здания общественных организаций, торговые центры, специализированные магазины и ателье, рестораны, кафе, гостиницы, библиотеки, театры, концертные залы, вузы, выставочные залы и павильоны, музеи, универсальные зрелищно-спортивные залы, больницы, специализированные поликлиники, почтамты, телеграфы, телефонные станции. В пригородной зоне располагаются водные станции, пляжи, рестораны, мотели, рыболовные и охотничьи домики, туристические базы, дома отдыха и пансионаты.
При планировании развития городских поселений необходимо иметь сведения об объеме строительства и площади территории, которые прямо зависят от динамики городского населения. Таким образом. Для планирования городских поселений необходимо определить численность населения города на перспективу. Условно городское население можно подразделить на три группы: I– градообразующая группа, II– обслуживающая группа и III - неработающее население (дети, домохозяйки, престарелые, инвалиды и др.). Удельный вес первой группы в составе городского населения составляет 33-38%% на первую очередь строительства и 25-35%% на перспективу. Удельный вес второй группы зависит от величины города и составляет для крупных городов 23-26%%, для средних и малых городов и поселков – 19-22%%. Следует иметь в виду, удельный вес обслуживающей группы населения увеличивается по мере роста города, а удельный вес градообразующей группы населения снижается. Это связано с тем, что в больших городах наиболее развита система учреждений культурно-бытового обслуживания населения. Удельный вес неработающего (несамодеятельного) населения не зависит от величины городов и колеблется в пределах 46-48%%. На размер этой группы влияет возрастной состав городского населения
Прогноз численности населения по методу трудового баланса дает возможность определить, ориентировочно, необходимую степень обеспечения трудовыми ресурсами развитие экономики города. В его основе лежит установление соотношения между группами населения, занятого в градообразующих и неградообразующих сферах производственно-хозяйственной деятельности. Расчет проектной численности населения городаметодом трудового баланса по формуле:
, где
Н – перспективная численность населения города (тыс. чел.);
А - абсолютная численность градообразующих кадров (тыс. чел.);
Б - доля обслуживающих кадров (в долях единицы);
В - доля несамодеятельного населения (в долях единицы).
Для крупнейших и крупных городов со значительным количеством маятниковых миграций, числитель формулы для расчета проектной численности населения следует принимать 100 (А-П), где П — количество трудящихся, приезжающих на работу в город и включаемых в состав группы градообразующих кадров. В состав несамодеятельного населения входят находящиеся в трудоспособном возрасте, но неработающие женщины, инвалиды и учащиеся, проходящие обучение с отрывом от производства. Кроме того, в расчетах учитываются работающие пенсионеры. Несмотря на столь подробный учет различных категорий городского населения, следует иметь в виду, что использование метода трудового баланса эффективно лишь на этапах краткосрочного и отчасти среднесрочного прогнозов, но мало результативно для оценки долгосрочных и сверхдолгосрочных перспектив.
При проектировании городов и систем расселения важное значение имеют анализ демографической структуры городского населения. В общем виде демографические структуры населения представляют собой выраженные в виде демографических показателей данные о распределении населения по территории или по отдельным половым, возрастным, брачным, семейным, этническим и социально-экономическим группам. Структуры населения не только оказывают влияние на демографические процессы, но и являются результатом действия этих процессов в прошлом, на определенный момент исторического времени. Половая, возрастная, брачная и семейная структуры имеют непосредственное отношение к воспроизводству населения. Остальные же структуры являются экзогенными, то есть оказывают опосредованное (косвенное) влияние на демографические процессы. Сведения о характере и особенностях территориально-возрастной структуры городского населения позволяют строить предположения о будущих тенденциях рождаемости, смертности и воспроизводства городского населения в целом. Они позволяют прогнозировать рост производства, спрос на товары или услуги, служат основой для оценки вероятности возникновения проблем в экономической и социальной сферах и, наконец, позволяют планировать организацию и развитие городских систем.
При планировании расселения и городов необходим всесторонний и глубокий анализ населения и трудовых ресурсов, тщательное исследование возможных вариантов роста и изменения структуры населения.
Следует учитывать мозаичность и асимметрию демографической ситуации, а также постоянные изменения в структуре населения и занятости. По мере роста продолжительности жизни и совершенствования пенсионного обеспечения, увеличивается доля населения старших возрастов, часть которого продолжает трудиться. В то же время снижение воспроизводства населения приводит к сокращению доли населения в трудоспособном возрасте, уменьшая численность занятых в производственных процессах. Кроме того, постиндустриальное развитие городских систем сопровождается увеличением занятости в сфере услуг, управлении, науке и научном обслуживании. Важно учитывать ожидаемые в ближайшие десятилетия изменения характера трудовой деятельности человека, обусловливающие рациональное использование квалификации и трудовых навыков населения. В процессе территориального планирования необходимо эффективно использовать исторически сложившееся распределение квалифицированных кадров и научно-технического потенциала. Все эти изменения должны быть ясно оценены и своевременно предусмотрены в процессе прогнозирования и проектирования.
Другим фактором, требующим учета при планировании городов и систем расселения, являются миграционные процессы. Под миграцией принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны или между государствами, обусловленную влиянием разнообразных факторов (социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических) или особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран. Таким образом, следствием миграций является изменение географии расселения. Миграции оказывают большое влияние на демографические процессы. Они приводят к изменениям половозрастной и социальной структуры населения в районах, откуда мигранты уезжают и куда приезжают. В районах с оттоком, превышающим темпы воспроизводства населения, численность его сокращается, снижается рождаемость, поскольку в миграциях участвует преимущественно молодое население. Соответственно, в этих регионах увеличивается доля населения старших возрастных групп. В районах же притока мигрантов повышается доля молодых возрастов и, как правило, возрастают темпы воспроизводства населения. В 2000 г., например, на долю молодежи в возрасте от 18 до 30 лет приходилось почти 40% всех внутренних мигрантов в России.
Миграции активно влияют на урбанизацию. Из-за оттока сельского населения в города с середины 20-х годов и до начала 80-х ХХ века численность городского населения в СССР увеличилась на 75 млн. человек. Во время хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока численность населения росла преимущественно за счет мигрантов, возникли новые города и поселки — Норильск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Нефтеюганск, Ноябрьск, Братск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Тында и другие.
В ближайшем будущем трудовая миграция будет приобретать все большую значимость для экономики России. Поэтому актуальной задачей представляется совершенствование национальной миграционной политики, которое может осуществляться по следующим направлениям:
· совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права;
· заключение межгосударственных соглашений о регулировании потоков трудовых мигрантов и их правовом статусе с государствами-участниками единого экономического пространства;
· осуществление финансовой поддержки вынужденных мигрантов, создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест.
· совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов.
Реализация поставленных задач возможна при совместном участии федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минтрудсоцразвития России, Минэкономразвития России, Минобразования и науки России, субъектов Российской Федерации, а также демографов, специалистов в области занятости и этнологов (Современная демографическая политика, 2005).
Основные количественные показатели, характеризующие миграционные процессы – число прибывших и выбывших из населенного пункта, региона или страну за определенный отрезок времени, а также разность между числом прибывших и числом выбывших (сальдо миграций). Географическое изучение миграций включает анализ миграционных потоков (их масштабы, интенсивность, направления), половозрастной, социальной и этнической структуры мигрантов, побудительных причин и социально-экономических следствий перемещения населения по территории.
Особого внимания заслуживает исследование международной и внутригосударственной миграционной подвижности рабочей силы, поскольку она оказывает наибольшее влияние на развитие современного общества. Исходной информационной базой для количественных расчетов и анализа служат данные переписей населения, официальные статистические материалы текущего учета движения населения.
Для изучения миграционных процессов используются методы математического моделирования. Наибольшее распространение получили факторные и гравитационные модели, относящиеся к моделям взаимосвязей, а также модели возрастно-половой структуры и модели миграционных потоков.


Комментариев нет:

Отправить комментарий