Лекция № 3


Лекция 3. Город как система в системе городов

3.1. Определение города

Существует множество определений города. Это связано с тем, что город является объектом сложным, который исследуют представители очень многих наук и прикладных дисциплин. К тому же понятие «город» изменчиво и во времени, и в пространстве. Наконец, сами критерии выделения городов в отдельных странах очень разнообразны.
В основе определения города лежит противопоставление его сельской местности, определение минимальной людности города, выполнение им административных функций и другие признаки. В России (с 1957 г.) к городам относятся центры с населением не менее 12 тыс. жителей, 85 % и более населения которых составляют рабочие и служащие (вместе с членами их семей). При этом принимается во внимание административное значение центра, уровень его благоустройства, развитие коммунального хозяйства и сети социально-культурных учреждений. Иногда в состав городов включают другие населённые пункты. Например, Зеленоград входит в состав г. Москва. Города Ломоносов, Пушкин, Павловск и Петергоф входят в состав Санкт-Петербурга.
Численность рабочих посёлков или посёлков городского типа (ПГТ) – не менее 3 тыс. жителей, и не менее 85 % их населения должны составлять рабочие, служащие и члены их семей. Иногда они входят в состав городов (могут иметь до 20 тыс. чел. населения).
Однако самый маленький город в России – г. Чекалин Тульской области – имеет население численностью всего 1000 человек (2009 г.) и занимает площадь 0,5 км². Переименован в 1944 г. (ранее Лихвин, известен с XVI в.) в честь казнённого в годы Великой Отечественной войны Героя Советского Союза 16-летнего школьника Александра Чекалина. Меньше Чекалина лишь строящаяся столица Ингушетии г. Магас (около 300 жителей).
Словарь общегеографических терминов определяет город как компактное поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций, в котором формируется сообщество людей, ведущих своеобразный образ жизни в условиях, отличающихся от окружающей сельской местности определенным типом антропогенного преобразования в виде застройки крупными зданиями и другими характерными сооружениями [12].
Различия в критериях определения города побудили в статистических исследованиях ООН использовать два метода учёта: так называемые «национальные критерии» и «количественные параметры» (минимальный критерий – от 5 до 20 тыс. жителей).
Критерии численности населения для отнесения к городу весьма разнообразны: 200 жителей в Исландии, Швеции, Норвегии; 250 жителей – в Дании; 400 – в Албании; 1 тыс. – в Австралии, Канаде, Шотландии, Малайзии; 1,5 тыс. – в Ирландии; 2 тыс. – в Германии, Нидерландах, Израиле, Аргентине, Франции, Португалии; 2,5 тыс. – в США, Таиланде, Мексике, Венесуэле; 4 тыс. – в Южной Корее; 5 тыс. – в Австрии, Чехии, Турции, Индии, Иране; 10 тыс. – в Италии, Испании, Греции; 12 тыс. – в России; 20 тыс. – в Нигерии; 50 тыс. – в Японии.
В некоторых странах количественный критерий не применяется, например, в Боливии, Бразилии, Коста-Рике, Эквадоре, Сальвадоре, Гаити, Гондурасе, Никарагуа. В Англии и Уэльсе, Болгарии, Венгрии, Новой Зеландии, Норвегии, Парагвае, Польше, Румынии, Финляндии, Швеции, ЮАР, Японии статус города определяется законодательно.
В ряде стран к городам относятся все административные центры независимо от величины и развития в них экономических функций (Китай, Бразилия, Дания). Критерии выделения городов в отдельных странах меняются со временем, поскольку углубление урбанизации всё более затрудняет разграничение сельских и городских территорий.
Существуют также определения, которые рассматривают город с социологической точки зрения и др.
Город – место жизнедеятельности больших масс населения, занятых несельскохозяйственной деятельностью, отнесённое, в соответствии с законодательством государства, к категории городов (Ю. Платонов).
Город – грандиозное по времени существования или занимаемой площади объединение людей и строений, отличающихся особого рода деятельностью (Квин, Карпентер).
Город – центрированное поселение, большинство работающего населения которого занято несельскохозяйственной деятельностью (Дикинсон) [10].

3.2. Город как система

Город как система представляет собой совокупность трёх основных подсистем: населения, экономической базы и сферы жизнеобеспечения . Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные.
Население. Город – это, прежде всего, крупный населённый пункт. Население – это главная подсистема города, определяющая параметры и организацию всех других подсистем. Его людность (число жителей) – базовый показатель для всех градостроительных расчётов и для получения производных показателей, характеризующих город с разных точек зрения.
Городское население формируется за счёт трёх источников: а) естественного прироста; б) механического прироста; в) административного преобразования сельских поселений или включения их в городскую черту. Соотношение естественного и механического прироста зависит от типа города, его «возраста» и размеров. Новые города формируют своё население за счёт механического прироста. В то же время и показатели естественного прироста вследствие высокой рождаемости и низкой смертности здесь также выше (сказывается преобладание молодых возрастов). Большие города, как правило, притягивают людей, а малые – отдают население.
Половозрастной состав населения позволяет охарактеризовать трудовой потенциал города.
По национальной структуре городское население более неоднородно, чем сельское. Города, как узлы миграционных потоков имеют возможности для формирования многонационального населения, с которым связана его конфессиональная структура, т.е. распределение населения по вероисповеданию, что может проявиться в микрогеографии города.
В странах с рыночной экономикой отчётливо проявляется расслоение населения городов по социальному признаку. Это выражается в территориальной обособленности отдельных его групп с разными доходами, в существовании, с одной стороны, элитных районов, а с другой – районов, где живут обездоленные люди, образующих пояса нищеты.
Для больших городов характерна высокая подвижность населения вследствие пространственной удалённости мест проживания, мест работы и объектов сферы обслуживания. Разрастание городов вызывает удлинение маршрутов городского транспорта, усложняет транспортное обслуживание.
Экономическая база города. Состоит из двух основных частей – градообразующих и градообслуживающих отраслей. Разница между ними принципиальная, граница довольно условна, а в некоторых городах очень расплывчата.
Градообразующие отрасли характеризуют производственное лицо города, его специализацию, место в общественном разделении труда, работу города для удовлетворения потребностей страны, региона, окружения самого города.
Градообслуживающие отрасли существуют для самого города, его населения. Они производят продукцию, потребляемую на месте. Нечёткость деления отраслей на градообразующие и градообслуживающие вызвана тем, что одни и те же предприятия могут выпускать продукцию, как предназначенную для вывоза в другие центры и районы, так и рассчитанную на местного потребителя. Например, в городах-курортах типично обслуживающие отрасли выпускают продукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих.
Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянной эволюции, причём именно она выступает в роли побудителя необходимых изменений.
Сфера жизнеобеспечения. Включает разнообразные отрасли социальной и технической инфраструктуры (транспорт, инженерные системы, жильё, сферу обслуживания), которые обеспечивают жизнь населения и функционирование экономической базы.
Социальная инфраструктура ориентирована на удовлетворение потребностей городского населения в различных видах обслуживания – в образовании, лечении, отдыхе, покупках продовольственных и промышленных товаров и т.д. Набор видов услуг, оказываемых населению, чрезвычайно широк, в связи с чем эта сфера имеет много отраслей. Распределение учреждений и предприятий обслуживания по территории города зависит от частоты их посещения жителями города и от характера услуг. Объекты, занятые повседневным обслуживанием, максимально приближены к жилым микрорайонам, встроены в них. Учреждения и предприятия, оказывающие услуги периодического и эпизодического спроса, размещаются вблизи часто посещаемых мест, обладающих хорошей доступностью. Объекты культурной инфраструктуры – театры, концертные и выставочные залы, музеи, а также крупнейшие универмаги и главные специализированные магазины – тяготеют к центральному району города. Даже в гигантском городе, подобном Москве, это выражено вполне отчетливо.
Обеспечение города транспортом и организация в нём движения – одна из острейших проблем в городах XXI в. Возрастание транспортных потоков требует создания системы мощных, обладающих большой пропускной способностью многополосных магистралей. Эти транспортные коридоры, связывая части растянувшегося города, одновременно осложняют взаимодействие расположенных по обе стороны от них территорий. В старинных городах, обладающих заслуживающей сохранения исторической средой, устройство таких транспортных коридоров невозможно, так как оно требует сноса большого количества зданий.

3.3. Функции города

Город выполняет разнообразные функции. Они подразделяются на экономические (промышленные, транспортные, торгово-распределительные, снабженческие) и неэкономические (административно-политические, организационные, культурные, научные).
Среди функций города выделяются также градообразующие и градообслуживающие. Деятельность города по обслуживанию внегородских связей – экономических, культурных, административных, научных и других, направленных на выполнение основных задач данного города в районном или общегосударственном масштабе, называют градообразующей, а удовлетворяющую потребности самого города (в том числе промышленные и транспортные) – градообслуживающей.
Города делятся на монофункциональные (однофункциональные) и полифункциональные (многофункциональные). Первые, особенно в России, – это преимущественно небольшие поселения курортного, научного, промышленного профиля и т.д., а также города – районные центры.
Среди полифункциональных городов наиболее полным набором функций и мощным их развитием выделяются, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, также межрегиональные (например, Самара, Екатеринбург, Новосибирск) и некоторые республиканские, областные и краевые центры. Чем крупнее город как экономический центр, тем шире его база и возможности для развития науки, культуры, образования и тем большее организационное влияние он способен оказывать на окружающую территорию и развивать у себя разнообразный комплекс функций.
Функциональная структура активно влияет на многие черты города, в первую очередь на численность и динамику его населения. Как правило, многофункциональные города отличаются большей людностью и более быстрым ростом населения. Функциональная структура города влияет на половозрастной и профессиональный состав населения, его образовательный уровень, образ жизни и т.д. Например, в городах с преобладанием «мужских» отраслей (металлургия, химическая, горнодобывающая промышленность) среди населения высока доля мужчин; в текстильных центрах, наоборот, преобладают женщины.

3.4. Экономико-географическое положение городов

Экономико-географическое положение (ЭГП) – одно из фундаментальных понятий при исследовании городов. Оно было развито в 1930-х годах Н.Н. Баранским , а позднее И.М. Маергойзом. Впервые близкое к этому понятие «выгодность положения для торговли и городской промышленности» ввёл К.И. Арсеньев ещё за 100 лет до этого.
Классическое определение ЭГП принадлежит Н.Н. Баранскому: «Положение – это отношение данного пункта или ареала к каким-либо географическим данностям, взятым вне этого пункта или ареала» [7]. При этом основоположник отечественной экономической географии подчёркивал, что понятие «положение» занимает особое место среди других географических понятий, так как речь идёт не о каком-либо объекте, а об отношениях между объектами. Таким образом, использование понятия ЭГП можно считать критерием географичности исследования.
Выделяют следующие черты ЭГП:
  1. историзм (изменение во времени);
  2. уникальность, индивидуальные черты города;
  3. тесная связь с окружением (расширение границ города);
  4. взаимосвязь макро-, мезо- и микроположения города (микроположение – положение по отношению к ближайшим окрестностям, которое нужно изучать по крупномасштабной карте; мезоположение – положение города внутри района, к которому он относится; внутри России это чаще всего крупный экономический район; макроположение – положение относительно отдаленных данностей, которое нужно изучать на мелкомасштабной карте страны, материка или даже мира);
  5. особое значение макроположения для потенциала роста города;
  6. тесная связь микроположения с планировочными и инженерными факторами, определяющими возможности территориального развития города.
Внимательное изучение ЭГП каждого города даёт возможность понять, почему он возник именно в данном месте, каковы у него местные условия для дальнейшего развития – благоприятные или неблагоприятные. Такой анализ имеет большое значение для разработки стратегии принятия градостроительно-планировочных решений и выявления перспектив развития, а также оценки исторической ретроспективы развития конкретного города.

3.5. Типология городов

Типология – это выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причём эти типы не обязательно образуют непрерывный ряд, в котором нарастает величина показателей и учтены все разновидности поселений. Типология – наиболее высокий уровень обобщения, позволяющий дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию их развития. Её можно назвать классификацией по типу.
Генетическая типология. За точку отсчёта в данной типологии принимается время возникновения города, но связать с ним особенности дальнейшего развития населённого пункта весьма трудно. На жизнь города могут повлиять различные факторы, коренным образом меняющие условия его развития (рис. 7). Так произошло с наступлением эпохи железных дорог. Города-ровесники приобрели очень разное транспортно-географическое положение, и пути их развития сильно разошлись. Примером могут служить города Томск и Новониколаевск (ныне Новосибирск). В 1897 г., вскоре после строительства Великой Сибирской железнодорожной магистрали, Томск насчитывал 52,2 тыс. жителей и был наиболее крупным городом Сибири. Население Новосибирска (тогда Новониколаевска) составляло едва 8,5 тыс. чел. Но железная дорога обошла Томск стороной, и спустя всего три десятка лет население городов резко изменилось: Томск насчитывал 92,3 тыс. жителей, а Новосибирск – 120,1 тыс. [9]
Генетический тип города – понятие синтетическое. Оно включает совокупность признаков, которые в процессе развития обусловливают формирование качественно определенного типа города. Например, для определения путей экономического развития городов важно знать генезис их функций – объективные закономерности развития и качественных преобразований. Для решения планировочных проблем необходимо выделить типы городов в зависимости от эволюции их планировочной структуры и форм расселения.
Функциональная типология. Эта типология наиболее распространена. Ключевая роль в ней принадлежит градообразующим функциям. В построении функциональных типологий приобретают значение следующие признаки:степень развитости функциональной структуры, территориальное содержание функций, экономико-географическое положение.
По первому признаку выделяются однофункциональные города. Они в свою очередь делятся на две большие группы: города, специализирующиеся на производственных функциях (в большинстве своём это промышленные, транспортные центры), и центры непроизводственных функций (центры науки, курорты).
Второй признак – территориальное содержание функций – это картина основных связей города с теми или иными районами и центрами, его вхождение в систему внутрирайонных, межрайонных связей, а для крупных центров – и международных.
Третий признак – ЭГП – очень важный типологический признак. Соответствие функций города его ЭГП – указание на то, что город развивается естественно и гармонично. Для характеристики типологии по ЭГП наибольшее значение имеет транспортно-географическое положение, т.е. положение по отношению к транспортным путям, затем – положение городов относительно районов разной специализации, и, наконец, для малых и средних городов важно положение по отношению к крупному центру-лидеру, а для крупных – взаимное расположение.
Синтетическая (интегральная) функциональная типология. Такая типология наиболее сложна и строится на сочетании следующих основных признаков: величина города; сочетание функций с выделением ведущей, стержневой; территориальное содержание функций; ЭГП.

3.6. Классификация городов

Под классификацией обычно понимают распределение городов по какому-либо признаку или их сочетанию (величине, ЭГП, времени возникновения и т.п.).
Наиболее часто используются следующие классификации городских поселений:
  1.  по величине (численности населения, или людности);
  2.  функциям;
  3.  степени участия в территориальном разделении труда;
  4.  происхождению;
  5. по ЭГП.
Классификация городов по величине. От величины города зависят многие его признаки – темпы роста, элементы демографической, планировочной, функциональной структуры и т.п.
В зависимости от численности населения в нашей стране выделяются следующие группы городов (по Пивоварову Ю.Л. , 1999): малые – до 20 тыс. жителей, средние – 20–100 тыс., крупные – 100–500 тыс., крупнейшие – 500 тыс.–1 млн, наконец, города-миллионеры [11].
Г.М. Лаппо (1997) даёт несколько иную классификацию: малые – до 50 тыс., средние – 50–100 тыс., большие – 100–250 тыс., крупные – 250–500 тыс., крупнейшие – 500 тыс.–1 млн, города-миллионеры [7]. Важным является рубеж в 100 тыс. жителей, на что одним из первых обратил внимание польский географ-градовед К. Дзевоньский. По достижении этой величины, особенно в условиях России, городское поселение становится относительно полноценным городом. Рубеж в 1 млн чел. обычно знаменует развертывание города в крупнейшую агломерацию. Данная классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, больших городах, городах-миллионерах как об определённых типах поселений.
Классификация городов по функциям. По преобладанию и сочетанию различных функций можно выделить пять основных групп городов.
  1. Многофункциональные, которые сочетают административно-политические, культурные и экономические функции градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. Обычно это крупные города, являющиеся важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.
  2. Города с резким преобладанием промышленных и транспортных функций межрайонного значения. Схематично эту группу городов можно разделить на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.
  3. Города с преобладанием административных, культурных и обслуживающих функций. Обычно это небольшие поселения – местные центры низовых административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.
  4. Города-курорты.
  5. Города науки ( наукограды ).

Классификация городов по степени участия в территориальном разделении труда. В этой классификации выделяют города, обслуживающие небольшие территории и являющиеся местными центрами. Они участвуют преимущественно в местных связях, во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых городом. Данная классификация, предложенная Ю.Г. Саушкиным, дополняет наиболее распространённую функциональную типологию городских поселений.
Классификация городов по происхождению. В генетической классификации городов их разделяют по времени и причинам возникновения, а также учитывают степень сохранения различных исторических черт в современной планировке и облике города. Такая классификация важна, например, при изучении внутренней географии города, для решения его планировочных проблем.
Классификация городов по ЭГП. Это наиболее сложная и пока наименее разработанная классификация городов. Она позволяет определить направления будущего развития города путём оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяют различные группы городов, например, расположенных в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск), в крупных добывающих районах (Донецк, Кемерово, Рудный), районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь, Барнаул)

3.7.1. Территориальные системы расселения

Понятия «сеть поселений» и «система расселения» относятся к качественно разным явлениям.
Сеть поселений – совокупность всех населённых пунктов, расположенных на какой-либо территории и характеризующаяся их людностью, густотой, взаиморасположением и конфигурацией ареалов, что может быть названо рисунком расселения.
Система расселения – территориально целостная и функционально взаимосвязанная совокупность поселений, которая складывается по мере развития производства и системы обслуживания в рамках сетей поселений. Для определения её границ и развитости основным критерием служит интенсивность связей между поселениями, которая выше в системе расселения, чем вне её.
Переход от сети поселений к системе расселения – качественный скачок в территориальной организации жизни общества. Система начинает складываться по достижении расселением определенного уровня зрелости, при наличии благоприятных предпосылок. Этот процесс происходит крайне неравномерно. В результате территория страны дифференцируется по степени сформированности расселения: ареалы с системами расселения чередуются с ареалами, в которых расселение, по выражению В.В. Покшишевского, классика отечественной социально-экономической географии, находится на сетевом уровне.
В нашей стране выделяются следующие основные категории территориальных систем расселения:
  1. локальная система расселения;
  2. иерархически построенная система городов-центральных мест, которая осуществляет всестороннее обслуживание населения и хозяйства окружающих районов;
  3. отраслевые производственные системы;
  4. региональная система расселения;
  5. общегосударственная система крупных центров.
Таким образом, город выступает как элемент самых различных территориальных систем. Это во многом определяет трудности управления современным городом, который является сложной системой, функционирующей в территориальных социально-экономических системах более высокого порядка.

3.7.2. Город и пространственные отношения

Связи между городами и другими поселениями, объединяющие их в систему, можно отнести к следующим основным группам:
  1. Трудовые связи в виде ежедневных или периодических поездок из одного поселения в другое имеют исключительно большую системообразующую силу. Их отличительные особенности – сравнительно небольшая протяжённость (до 1,5 ч в один конец). Особенно велико значение трудовых связей для агломераций.
  2. Производственные (главным образом, внешние) связи расположенных в городе предприятий по сырью, полуфабрикатам, производственной инфраструктуре. Одновременно с комбинированием производства увеличиваются и дальние производственные связи. Они особенно характерны для крупнейших специализированных предприятий общегосударственного масштаба, таких как ВАЗ (Тольятти) или КамАЗ (Набережные Челны), которые связаны с сотнями предприятий-смежников, разбросанных по всей стране и за её пределами.
  3. Организационно-хозяйственные связи по управлению, руководству предприятиями, их финансированию, проектированию. Роль этих связей особенно заметна в сельской местности. Производственное кооперирование предприятий содействует образованию специализированных («ведомственных») систем поселений. По такому принципу возникают, например, линейные системы железнодорожных посёлков.
  4. Административные связи носят обычно иерархический характер от центров низших рангов к высшим (администрация сельского поселения – администрация района – администрация области и т.д.).
  5. Связи по обслуживанию населения (культурно-бытовые, рекреационные, деловые) обычно не замыкаются внутри данного поселения, они многогранны и могут играть значительную роль в формировании территориальных систем и их центров.
  6. Информационные связи в виде потоков информации между поселениями, которые на современном этапе растут особенно быстро и становятся всё более важными системообразующими факторами [11].

3.7.3. Роль городов в системе расселения

Город обычно выступает в двух основных качествах – как центр своего окружения (центральное место) испециализированный центр.
Любой город развивается и функционирует в тесном взаимодействии с пригородной зоной и более отдалённой окружающей его территорией. Он обслуживает их потребности, выполняя центральные функции, т.е. роль центра того или иного прилегающего ареала, который тяготеет к своему центру. Радиус пригородной зоны согласно рекомендациям градостроителей для средней полосы России устанавливается в 20–25 км для города с населением 100–500 тыс. жителей, 25–30 км – при численности 500 тыс.–1 млн чел. и 35–50 км – для городов-миллионеров.
Центральные функции имеют широкий спектр связей, многообразие видов обслуживания района, его населения, оказываемого центральным городом. Для этих функций характерна непрерывность их проявления в окружающем город районе до определённой границы, где функции затухают.
Сети центральных мест тяготеют к равномерности, стремясь полнее охватить территорию своими зонами обслуживания. Это удаётся тем лучше, чем однороднее территория по характеру расселения, инфраструктурному оснащению, специализации производства и т.д. Но по мере развития страны или региона равномерность сети городов всё более нарушается (особенно со второй половины XX в.). Это заставляет видоизменяться сеть центральных мест, приспосабливаясь к новым условиям.
Возмутителями равномерности часто выступают специализированные центры. Такие города имеют резко выраженную одну функцию и не (мало) заняты обслуживанием окружающей их территории. Сам спектр деятельности у таких городов ограничен, нередко он сводится к одному виду, зато территориальное простирание связей очень большое: нередко оно охватывает не только большую часть страны, но и выходит за её пределы.
Обычно специализированные центры – это центры различных отраслей промышленности, а также железнодорожные узлы, порты, курорты, центры науки, высшего образования. Им часто свойственны существенные социальные недостатки, прежде всего связанные с ограниченностью выбора занятий, досуга, образования и т.п.
Выделяются наиболее распространенные категории специализированных центров:
  1. Центры отраслей с повышенным негативным воздействием на окружающую среду, что «отпугивает» другие виды деятельности. Таковы города цветной металлургии, тяжелой химии, цементной промышленности, теплоэнергетики.
  2. Центры в районах с экстремальными природными условиями, где суровый климат, продолжительная зима и короткое прохладное лето не позволяют дополнить развитие основной отрасли другими видами деятельности.
  3. «Закрытые» города с предприятиями и учреждениями военно-промышленного комплекса, характеризующиеся повышенной секретностью.
  4. Города, входящие в крупнейшие агломерации, где многофункциональность специализированного центра опирается на разнообразие социальной среды и многофункциональность всей агломерации.
С развитием регионов и увеличением разнообразия их функций различия между центральными местами и специализированными центрами нередко утрачивают свою первоначальную чёткость и начинают успешно выполнять функции друг друга.

3.7.4. Формирование систем городского расселения

Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации, является формирование систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния.
Общие схемы размещения населённых пунктов. На любой карте, показывающей размещение населённых пунктов (рис. 8) можно выделить три основные составляющие:
1) линейное размещение, в котором размещение населённых пунктов предопределяется транспортными магистралями – автомобильными или железными дорогами, судоходными реками;
2) агломерационное размещение, где скопление населённых пунктов вокруг крупного города в системе расселениясвязано с месторождением полезных ископаемых или выгодным географическим положением;
3) равномерное размещение – характерно для населённых пунктов, выполняющих функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещённого сельского населения.

3.8. Агломерация поселений

Возникновение агломераций – качественный сдвиг в расселении, новая стадия его эволюции, когда сеть поселенийпревращается в систему расселения. Во всех развитых странах и в большинстве развивающихся в агломерациях сосредоточена преобладающая часть населения и производства.
Однако несмотря на повсеместное распространение агломераций, единой терминологии нет, в разных государствах эту форму городского расселения называют по-разному:
  • локальные системы расселения;
  • районы больших городов;
  • групповые системы расселения;
  • метрополитенские ареалы;
  • стандартные метрополитенские ареалы;
  • метрополитенские районы;
  • города-поля;
  • конурбации (чаще всего для многоядерных, полицентрических агломераций).
Агломерация (от латинского agglomerare – присоединять, прибавлять) – компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённая в сложную локальную систему разнообразными интенсивными связями – трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала.
Это понятие включает в себя не только совокупность взаимосвязанных поселений различного типа и величины, но и пространство между ними. Таким образом, агломерация – это обычно высокоурбанизованная территория с густой сетью населённых пунктов, с совместной пригородной зоной.
По сравнению с городом агломерация является более сложной локальной городской системой, которая обретает новые качества, пространственную структуру, планировку и располагает бόльшими возможностями для эффективного социокультурного развития. Поэтому агломерация становится распространенной формой эволюции и функционирования современного крупного города.
Критерии выделения агломерации различны:
  • плотность городского населения и непрерывность застройки;
  • наличие большого города-центра (более 100 тыс. чел.);
  • интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок;
  • удельный вес несельскохозяйственных рабочих;
  • доля работающих вне места жительства;
  • количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром;
  • число телефонных разговоров с центром;
  • производственные связи;
  • связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре.
В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируются на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5–2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).
Первыми российскими учёными, которые пришли к выводу о формировании городской агломерации («хозяйственного окружения городов»), были А.А. Крубер (1914), М.Г. Диканьский (1926), В.П. Семёнов-Тян-Шанский (1928).
Одним из первых в отечественной литературе провёл основательное изучение агломераций в качестве новых территориальных образований Н.Н. Баранский (1946).
В 1950-х годах проблемами городских агломераций занимался П.И. Дубровин.
В 1960–1970-х годах систематическое изучение городских агломераций СССР провёл Г.М. Лаппо . Им описаны причины и пути формирования агломераций, выделены их основные свойства.
Обычно выделяют моноцентрические агломерации с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и социокультурному потенциалу. Примерами агломераций такого типа могут служить Московская, Санкт-Петербургская, Нижегородская, Новосибирская и др.
Полицентрические агломерации имеют несколько взаимосвязанных друг с другом центров. Последние обычно не равнозначны по размеру и уровню развития, но каждый из них имеет свою пригородную зону. Таковы, например, агломерации Самара – Тольятти или Кузбасская.
Особую роль в агломерации играет её город-центр. От него во многом зависит спаянность агломерации, её целостность, интенсивность взаимодействия компонентов. Преобладающая часть внутриагломерационных связей ориентирована на город-центр, который, как правило, включает агломерацию и в разнообразные межрайонные связи.
В основе развития агломераций заключена территориальная концентрация деятельности людей. Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района» [7].
В современной России 80 % горожан проживает в городских агломерациях.
Подавляющее большинство агломераций России сосредоточено в европейской части и хорошо «укладывается» в главную полосу расселения. Особенно выделяются по насыщенности ими Центральная Россия, Поволжье и Урал. Наиболее значительные агломерации сложились вокруг городов-миллионеров.
Всего в России 20 агломераций превышают миллионный рубеж численности населения, причем 14 наиболее крупных из них – моноцентрические.
Крупнейшие агломерации страны – Московская (17,0 млн чел., в том числе город-центр – 14,8 млн), Санкт-Петербургская (6,3 и 4,8 млн соответственно), Самарско-Тольяттинская (2,3 млн), Екатеринбургская (2,1 млн), Нижегородская (2,0 млн), Ростовская (1,8 млн), Новосибирская (1,7 млн) [16].
Основные элементы территориальной структуры агломерации – её центр, или ядро (узел наибольшей концентрации населения и разнообразных видов деятельности), и периферийная (пригородная) зона, обычно подразделяемая на внутреннюю и внешнюю. Пригородная зона выполняет по отношению к ядру вспомогательные, обслуживающие функции, нередко весьма важные (рис. 11).
Наиболее зрелые моноцентрические агломерации состоят обычно из шести следующих структурных зон:
  1. исторического городского ядра;
  2. центральной зоны, включающей помимо городского ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию;
  3. внешней зоны со сплошной, но менее интенсивной застройкой;
  4. первой пригородной зоны, которая включает лесопарковый пояс и ближайшие города-спутники;
  5. второй, более отдаленной пригородной зоны с городами-спутниками;
  6. территории обширного столичного (городского) региона.
Первые три из них обычно образуют собственно город, первые четыре – «большой город», первые пять – агломерацию, а все шесть – урбанизированный район (метрополитенский ареал) (рис. 12). Такое структурное членение особенно важно учитывать при сопоставлении численности населения и площади отдельных наиболее крупных городов и агломераций. Оно объясняет частое несовпадение этих и других данных по одной и той же агломерации в разных источниках.
Крупнейшие городские агломерации мира (более 10 млн чел.):
в Европе: Лондон (Великобритания), Рейн-Рур (Германия), Париж (Франция), Москва (Россия);
в Азии: Мумбаи, Дели, Колката (Индия), Дакка (Бангладеш), Карачи (Пакистан), Шанхай, Гуанчжоу, Пекин, (Китай), Сеул (Южная Корея), Токио, Осака (Япония), Манила (Филиппины), Джакарта (Индонезия), Тегеран (Иран), Стамбул (Турция);
в Северной Америке: Нью-Йорк, Лос-Анджелес (США), Мехико (Мексика);
в Латинской Америке: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро (Бразилия), Буэнос-Айрес (Аргентина);
в Африке: Каир (Египет), Лагос (Нигерия).
Для процесса урбанизации в большинстве экономически развитых стран характерны три последовательных стадиипространственного развития.
Первая из них – стадия концентрации населения в городах, особенно крупных, которая продолжалась до середины XX в. Это – «точечная» концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет свои функциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся всё масштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамках самого города становятся всё затруднительнее ввиду ограниченности территориальных ресурсов.
Затем наступила вторая стадия – формирование городских агломераций путём освоения ближайших к центру пригородных территорий (субурбанизация), пришедшаяся в основном на 1950–1960-е годы. Это постгородская стадия развития расселения. Агломерации становятся ключевой формой территориальной организации производительных сил и расселения. Они играют ведущую роль во всех развитых и в ряде развивающихся странах. Крупный город находит в агломерации своё дополнение и одновременно обретает новые возможности для решения разных проблем, в том числе и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуется полнее.
Переход к третьей стадии произошел в 1970-е годы, когда рост городских агломераций в целом замедлился и начался отток населения и производства в небольшие города и сельскую местность, расположенные вне и часто недалеко от агломераций. Усиливается, таким образом, процесс «расползания» городов и агломераций, их наступление на межагломерационные пространства. Это стадия формирования опорного каркаса расселения. Опорный каркас ориентирует пространственное развитие экономики, образующая его совокупность узлов и линий выделяет центры и оси приоритетного развития. Важность опорного каркаса, большая для любой страны, особенно возрастает в России вследствие её огромной территории и сильной дифференциации пространства. В этих условиях велико значение опорного каркаса как фактора территориально-хозяйственной интеграции всех регионов России.

3.9. Урбанизированный район

Агломерации являются важным, но промежуточным этапом в пространственной эволюции урбанизации. Их скопления, территориально сближаясь, образуют в развитых или плотно заселённых странах обширные надагломерационные системы –урбанизированные районы, урбанизированные зоны, мегалополисы. Формирование этих систем – одна из наиболее важных особенностей территориально-урбанистического развития мира во второй половине XX в.
Под урбанизированным районом понимают сравнительно обширный ареал расселения с высокой плотностью населения и высоким уровнем развития городских поселений, который образует система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга агломераций и многофункциональных центров разного ранга.
Основу урбанизированного района составляют обычно несколько крупных городских агломераций, которые благодаря встречному развитию создают территорию с общими функциональными и морфологическими особенностями.
Урбанизированный район формируют перемещения населения в рамках преимущественно недельно-месячного цикла жизнедеятельности, тогда как агломерацию – суточные и недельные циклы. Также для него характерны производственные связи, единая транспортная инфраструктура, общая схема использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для его развития характерны усиление межагломерационного взаимодействия и сокращение межагломерационных пространств. Примерами могут служить сложившиеся урбанизированные районы: Ленинградский, Львовский; формирующиеся: Киевский, Одесский, Воронежский, Прибалтийский (Рига – Вильнюс), Северо-Кавказский (Краснодар – Ставрополь – Грозный) [11].

3.10. Урбанизированная зона

Урбанизированная зона – сложная и обширная структура мегалополисного типа, которую характеризует интенсивное развитие городских поселений и зон их влияния. Урбанизированная зона включает несколько урбанизированных районов и характерна только для стран и регионов с высоким уровнем урбанизации (рис. 13). Примерами сложившихся урбанизированных зон могут служить: Центральная (Москва – Нижний Новгород – Ярославль), Южная (Днепропетровск – Харьков – Донецк – Ростов-на-Дону); формирующихся: Поволжская (Чебоксары – Казань – Набережные Челны – Самара – Тольятти – Ульяновск), Уральская (Пермь – Екатеринбург – Нижний Тагил – Челябинск).
Все урбанизированные районы и зоны (рис. 14) сформировались на базе значительного развития разнообразных отраслей обрабатывающей и добывающей промышленности, сферы обслуживания, инфраструктуры, характерных для Центра, Юга, Поволжья, Урала, Санкт-Петербурга, Прибалтики, Киева и др. Причём предпосылки для формирования в них урбанизированных районов наметились ещё в довоенный период, а в ряде случаев – до 1917 г.
Рассмотренные надагломерационные системы во многом аналогичны мегалополисам Северной Америки, Западной Европы и Японии, о которых речь пойдёт ниже. Различия же состоят в том, что в России и на постсоветском пространстве эти структуры имеют, как правило, меньшую демографическую и экономическую плотность освоения территории, более низкие показатели её инфраструктурной оснащённости, эффективности агропромышленных отраслей и т.п. Всё это отражает особенности советской урбанизации в прошлом и ограниченные возможности (экономические, экологические, демографические) страны в будущем. Сказанное, видимо, повлияет на темпы мегалополизации страны, но не изменит общего направления развития глобальной урбанизации, дальнейшего распространения мегалополисов.

3.11. Мегалополисы

Мегалополис – это наиболее высокоурбанизированная пространственная структура полосовидной конфигурации, возникающая путём срастания близко расположенных крупнейших городских агломераций.
Термин «мегалополис» в его современном понимании впервые предложен работавшим многие годы в США французским географом Жаном Готтманом в 1950-е годы XX столетия. Первоначально слово «мегалополис» использовалось им как собственное название исследуемого ареала – срастающихся городских агломераций Атлантического побережья Северо-Востока США. Однако уже в 1960-е годы термин становится нарицательным, и в настоящее время он получил широкое распространение в мировой научной литературе.
В публицистической литературе в последнее время термин всё чаще употребляется в форме мегаполис. Необходимо строгое разграничение научного понятия «мегалополис» и употребления этого слова в качестве описательного образного выражения для сверхкрупного города с населением обычно более 8–10 млн жителей («мегагород»).
До Ж. Готтмана термин «мегалополис» уже использовался в совершенно разных значениях. Так, древние философы иногда использовали этот термин в значении «мир идей». В Древней Греции существовал город Мегалополис; он возник около 370 г. до н.э. в результате слияния более чем 35 поселений Пелопоннеса. Интересно также то, что современная трактовка термина «мегалополис» во многом соответствует буквальному переводу с древнегреческого языка (мегале полис – огромный город).
В настоящее время мегалополисы получили широкое распространение по всему миру. Лидером в этом отношении можно назвать США (рис. 15). На территории США наиболее известными являются мегалополисы Северо-Восточный, Приозёрный и Южно-Калифорнийский.
Северо-Восточный мегалополис США имеет протяжённость около 1000 км, ширина достигает 200 км (рис. 16). Он состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона и ряда других менее крупных (около 40 агломераций). Население этой «главной улицы» страны насчитывает около 50 млн (почти 20 % всего населения США). Американские футурологи Г. Кан и А. Винер дали Северо-Восточному мегалополису названиеБосваш (т.е. Бостон – Вашингтон), а двум другим крупнейшим в США – Чипиттс (Чикаго – Питтсбург) и Сансан (Сан-Франциско – Сан-Диего), используя сокращённые названия крупнейших «крайних» городов, между которыми они расположены.
Приозёрный мегалополис сформировался на южном побережье Великих озёр путём слияния агломераций Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и др. – всего около 35, численность населения примерно 35–40 млн (без тяготеющей к ним агломерации Торонто в Канаде) (рис. 17).
Самый молодой Южно-Калифорнийский мегалополис по своим размерам значительно уступает двум другим. Он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает около 20 млн жителей (рис. 18).
Кроме того, в основных чертах сформировались три новых мегалополиса – на побережьях Флориды (Джексонвилл – Тампа – Майами), Мексиканского залива (Хьюстон – Новый Орлеан) и Тихого океана (Сиэтл – Ванкувер – Портленд) (рис. 19).
Примечательно, что два мегалополиса фактически стали межгосударственными, поскольку находятся в пределах и США, и Канады. В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизированная зона (ось) от Квебека до Виндзора (Уинсора) протяжённостью около 1000 км (шириной до 200 км) – формирующийся Канадский мегалополис (рис. 20). В его пределах сосредоточено 55 % населения страны.
Самым большим в мире по численности населения является мегалополис Токайдо (около 70 млн человек), который находится на Тихоокеанском побережье Японии. Эта урбанизированная территория протяжённостью в несколько сотен километров включает в себя крупнейшие агломерации страны – Токио, Иокогаму, Кавасаки, Нагою, Киото, Осаку, Кобе и др. (всего около 25). В мегалополисе Токайдо сосредоточено примерно 60 % населения страны и 2/3 его промышленного производства (рис. 21).
Мегалополисы формируются и в Западной Европе. Там они, как правило, меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский мегалополис, главными центрами которого являются агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля (рис. 22), и Рейнский мегалополис, основную ось которого составляют агломерации, расположенные вдоль нижнего и среднего течения Рейна. Наиболее крупные из них – «кольцевая»агломерация Рандстад Холланд в Западных Нидерландах (рис. 23), Рейн-Рур, Рейн-Майн и Рейн-Неккар. Каждый из этих мегалополисов включает в себя до 30 крупных агломераций с населением по 30–35 млн чел.
Намечается формирование межгосударственных мегалополисов. В качестве примера можно назвать крупнейший из них, который складывается в Северо-Западной Европе (рис. 24). Он охватывает сопредельные урбанизированные территории пяти стран с населением 85 млн чел. при средней плотности населения 350 чел./км²: Юго-Восточную Англию, Рандстад Холланд, Рейн-Рур, бельгийско-французский район (Антверпен – Брюссель – Лилль) и Парижский.
Своеобразная урбанизированная зона мегалополисного типа складывается на юге Китая – формируется Китайский мегалополис. Его основу составляют расположенные рядом свободная экономическая зона Шэньчжэнь, Гонконг, Чжухай и крупнейшая агломерация Южного Китая – Гуанчжоу с населением свыше 4 млн чел. Это наиболее мощный в континентальной Азии мегалополис с населением порядка 30 млн жителей (рис. 25).
Быстрорастущие агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов и в других развивающихся странах:Сан-Паулу – Рио-де-Жанейро – Белу-Оризонте в Бразилии, Каир – Александрия в Египте, Колката – Асансол – долина реки Дамодар в Индии и т.д. (рис. 26, рис. 27, рис. 28).
Огромные размеры мегалополисов, масштабы концентрации в них населения и ключевых видов человеческой деятельности, значительные темпы мегалополизации объясняют внимание специалистов различного профиля к их изучению. Основы научной концепции мегалополиса заложены Ж. Готтманом и К. Доксиадисом в 1960-х годах XX в.
Однако концепция мегалополиса со дня своего возникновения имеет не только многочисленных сторонников, но и противников как среди западных, так и отечественных урбанистов. Противники этой концепции обращали внимание на слабое развитие межагломерационных пространств и межагломерационных связей в пределах мегалополиса, ставили под сомнение качественную новизну последнего по сравнению с городской агломерацией, указывали на отсутствие критериев выделения мегалополиса и др.
Поэтому необходимо сделать следующие выводы:
  1. Процесс мегалополизации в современном мире продолжается и охватывает всё большее число стран и районов разного типа.
  2. Мегалополис по сравнению с городской агломерацией представляет собой иерархически более высокий уровень организации урбанистических систем.
  3. Мегалополис не поглощает отдельные входящие в него агломерации, а «накладывается» на них как более крупная структура.
  4. Мегалополис – менее целостное образование по сравнению с городской агломерацией и в морфологическом, и в функциональном отношениях.
  5. Новизна мегалополиса как урбанистического образования заключается, прежде всего, в его особой структуре и масштабе, а не в его функциях.
  6. Нижний порог численности урбанизированного района для отнесения его к мегалополису, как показали исследования последних десятилетий, – 25 млн чел.
  7. Мегалополис обладает значительными потенциальными возможностями с точки зрения повышения эффективности общественного производства, создания благоприятной социальной среды, отвечающей запросам современного человека в обеспечении максимального разнообразия в области занятости, образования, культуры, досуга и т.п. [11].

3.12. Идеальные модели размещения городов

Идеальные модели размещения городов – модели, нацеленные на поиск оптимального размещения географических объектов в однородном пространстве: на равнине с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, одинаковым транспортным сообщением, где влияние географических факторов рельефа, климата, социально-экономических условий исключено. К идеальным моделям относят:
  • Правило Ципфа «ранг – размер».
  • Модель «центральных мест» В. Кристаллера.
  • Модель «экономического ландшафта» А. Лёша.
  • Модель «правильного размещения гнёзд» Дж. Кольба.
  • Модель «городского мультипликатора» Лоури.
Поиски закономерностей в пространственном размещении человеческих поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине XX в. Сравнение реально существующего размещения с модельным позволяет сделать заключение о важнейших закономерностях социально-экономического развития территории как результате деятельности людей, деятельности, подчиняющейся объективным экономическим и пространственным законам.
Выявлено, что поселения людей размещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в единый комплекс «город и районы его тяготения». Фактическое размещение крупных, средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических, природных, исторических факторов.
Одним из первых русских учёных, подошедших к созданию моделей географии городов, был В.П. Семенов-Тян-Шанский. В работе «Город и деревня в Европейской России», опубликованной в 1910 г., им выявлен «географический закон», согласно которому город представляет собой центр «планетарной системы», вокруг которого по радиусам, на известных расстояниях, возникают вспомогательные города меньших размеров, находящиеся в экономической зависимости от главного города.

 Правило Дж. Ципфа «ранг – размер»

В 1913 г. немецкий географ Феликс Ауэрбах, анализируя фактические данные по соотношению числа городов разных размеров, выявил закономерность: численность населения любого города равна численности жителей крупнейшего города системы (города-лидера), делённого на порядковый номер (ранг) первого. Закон Ауэрбаха не получил широкой известности, однако вскоре подобная закономерность в распределении других видов человеческой деятельности была вновь найдена американцем Джорджем Ципфом, по имени которого она сейчас называется.
Правило «ранг – размер»:
Pr = PL/R,
где Pr – население данного города (людность); PL – население самого крупного города системы (страны или района); R – ранг (порядковый номер) города.
Таким образом, если численность населения самого крупного города (города с рангом 1) гипотетической страны равняется 1 млн чел., то расчётная численность 2-го города – 500 тыс. чел., 3-го – 333 тыс. чел., 4-го – 250 тыс. чел., 5-го – 200 тыс. чел. и т.д.
Однако известны и нарушения – несоответствия этому правилу, но они связаны с действием мощных сил. Особенно значимые отклонения от идеального распределения существуют в развивающихся странах, где в колониальный период европейцами была трансформирована существовавшая до их прихода территориальная и экономическая структура хозяйства.
Крупнейшие города в большинстве развивающихся стран расположены на побережьях и основаны европейцами как колониальные столицы – «ворота» для экономического освоения территории, порты вывоза минерального сырья и продуктов тропического земледелия. Вся остальная территория длительное время была лишена крупных городов, а нередко и городов вообще.
В качестве примера приведём чрезвычайное возвышение столиц Австрии и Португалии над остальными городами своих стран, что объясняется их положением в прошлом как столиц крупных могущественных империй, выросших в соответствии с их мощью и размерами. Питер Хаггет предложил называть распределение, характерное для стран с «оторвавшимся» от других городов лидером, приматным.
В ряде случаев в силу исторических и географических обстоятельств в территориальной структуре страны или района формируется не один ведущий центр, а несколько. Так, в Центральном экономическом районе России, на Северо-Западе, в Волго-Вятском районе, в Центрально-Черноземном районе и на Северном Кавказе очень чётко выражен главный центр. На Европейском Севере, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке существуют по два центра, а на Урале и в Поволжье – по четыре. По П. Хаггету, такие распределения называют соответственно двоичными, троичными,четвертичными.
При всех нарушениях правила «ранг – размер» анализ распределения городов даёт возможность судить об уровне сформированности территориальной системы городов страны и района, этапе её развития, заставляет разобраться в причинах выявляющихся отклонений. Этот метод удобен для изучения территориальных систем городов во времени, для сравнения систем городов разных стран и районов (рис. 29).
Следует напомнить, что правило Ципфа было выдвинуто для идеальных городских систем, т.е. таких, которые расположены в однородном географическом пространстве. В реальности же ни одна городская система в мире не соответствует правилу, но если она близка к математически просчитанной гипотетической модели, то считается более сформированной и сбалансированной. Рисунок 30 показывает распределение крупнейших городов России по соотношению их ранга и размера. Только два города из первых 13 занимают места, довольно близкие к смоделированным Ципфом. Это Санкт-Петербург (ранг 2, действительно в 2 раза меньше Москвы: 5 млн в сравнении с 10 млн) и Ростов-на-Дону (ранг 10, население близко к 1 млн чел.). Города рангов 3–9 (от Новосибирска до Челябинска) имеют меньшее население, чем положено Ципфом. Мало того, они и не собираются расти, для того чтобы придать системе равновесие: за период, прошедший после переписи 1989 г., они все, кроме Казани, теряли население. Города рангов 11–13 и далее, наоборот, крупнее, чем нужно по идеальной схеме.

 Иерархия городов – центральных мест В. Кристаллера

Особенности территориального распределения городов – центральных мест характеризует теория центральных мест, разработанная немецким географом Вальтером Кристаллером, изучавшим сети городов Южной Германии. Опубликованная в 1933 г. монография учёного, в которой излагалась теория центральных мест, не привлекла к себе большого внимания. Но со временем его теория завоевала широкое признание, вошла во все учебники, стала применяться на практике. Изложенная в монографии теория оптимального размещения городов призвана улучшить территориальную организацию общества и усовершенствовать административно-территориальное деление Германии.
По теории В. Кристаллера центральные места одного ранга, распределившись равномерно, на одинаковом расстоянии друг от друга, будут стремиться сформировать наиболее компактную по форме зону обслуживания, т.е. круг. Но кругами нельзя полностью охватить всю территорию: остаются зазоры. Ближайшая по форме к кругу фигура, которой можно полностью покрыть территорию, – шестиугольник. Поэтому центральные места одного ранга образуют на территории правильную гексагональную решётку.
При этом могут быть разные положения обслуживаемых поселений относительно центральных мест. Основными являются три. В первом случае поселения располагаются в углах шестиугольников. Здесь каждое центральное место делит обязанности по обслуживанию каждого поселения с двумя своими соседями – центральными местами.
Во втором случае поселения располагаются на рёбрах шестиугольников, там, где рёбра пересекаются дорогами, соединяющими соседние центральные места. Здесь каждое поселение обслуживается двумя центральными местами.
Наконец, если поселения, обслуживаемые центральным местом, полностью помещаются в ячейку данного центрального места, то их оказывается шесть, и все их обслуживает одно центральное место (рис. 31).
Модель В. Кристаллера (рис. 32) – это идеальная картина и возможна она лишь при соблюдении нескольких условий. Территория, на которой расположены города, – бесконечная однородная равнина с одинаково равномерной плотностью и покупательной способностью населения, равномерным размещением ресурсов, одинаковым транспортным сообщением. Предполагается также, что покупка центральных товаров осуществляется в ближайшем центральном месте (т.е. поездки за товарами и услугами – оптимальны) и ни одно из центральных мест не получает избыточной прибыли. Очевидно, что наличие полезных ископаемых ведёт к повышению плотности населения и сближению центральных мест.
Многочисленные критики В. Кристаллера пытались найти в реальной жизни схему, предложенную им, и, не найдя, обвиняли автора в оторванности от реальной жизни. Действительно, идеальной шестиугольной решётки нигде на Земле практически не существует. Однако предположение её существования является чрезвычайно важным для анализа и сопоставления реальной и идеальной моделей, что позволяет делать важные выводы, предсказывать будущие изменения. Модель В. Кристаллера, например, позволяет предсказывать расстояния между городами одинаковых размеров (табл. 4). Так, очевидно, что при всех прочих равных условиях крупные города будут находиться на более далёком расстоянии друг от друга, чем малые.
Таблица 4. Иерархия населённых мест по В. Кристаллеру [10]
Уровень иерархии
Численность населения, чел.
Расстояние между населёнными пунктами, км
Зона обслуживания, км²
I
500 000
187
35 000
II
100 000
109
11 650
III
30 000
69
3 880
IV
10 000
36
1 243
V
4 000
21
414
VI
2 000
13
140
VII
1 000
7
47

«Экономический ландшафт» А. Лёша

В 1954 г. вышла работа немецкого географа Августа Лёша «Географическое размещение хозяйства», где была представлена более сложная модель размещения городов, максимально приближённая к реальному миру.
Модель, предложенная А. Лёшем, явилась логическим продолжением модели В. Кристаллера и, в отличие от неё, в большей степени приближалась к действительности. Согласно построениям А. Лёша, система центральных мест по мере удаления от главного центра системы перестраивалась в структуру с чередующимися секторами, поскольку центральные места одного уровня не обязательно выполняли одни и те же функции в одинаковом объёме. Также центральные места более высокого уровня не обязательно осуществляли функции, свойственные центральным местам более низких ступеней иерархии. А. Лёшем были введены дополнительные факторы, главный из которых – общее для всех населённых пунктов данной территории центральное место: самый крупный и важный город, экономический центр всей системы населённых пунктов.
По мере удаления от главного центрального места система равномерного распределения городов в пространстве преобразуется в «секторальную» структуру, где чередуются сектора, «богатые» и «бедные» населёнными пунктами (рис. 33).
К настоящему времени теория В. Кристаллера и развивающая её теория А. Лёша завоевали всеобщее признание. Градостроители видят в модели В. Кристаллера – А. Лёша основу для решения двух взаимосвязанных задач, которые им постоянно приходится решать, – размещения и районирования. Кроме того, расчёты, выполненные на основе теории центральных мест, могут быть использованы для определения одной из важных задач градостроительства и районной планировки – оценки устойчивости перспективных систем расселения.

Модель «правильного размещения гнёзд» Дж. Кольба

Модель Дж. Кольба – модель размещения городов, в которой оптимальное размещение населённых пунктов имеет вид «сгустков», или «гнёзд»: крупный город занимает центральное положение в системе расселения, вблизи границы его влияния – его конуса спроса – располагаются малые города; деревни группируются вокруг малых городов на периферии их зон сбыта.
Конус спроса (рис. 34) – это радиус зоны сбыта центральных товаров, нижний предел которого определяется пороговым размером рынка, а верхний – расстоянием, вне которого центральное место уже неспособно сбывать свой товар (количество сбываемого товара сокращается с ростом расстояния, т.к. увеличиваются транспортные расходы).

Модель «городского мультипликатора» Лоури

Модель Лоури  модель размещения городов, выявляющая зависимость экономической и территориальной структуры города от особенностей развития и специализации базового (градообразующего) и обслуживающего (градообслуживающего) секторов экономики. Модель Лоури отражает их взаимосвязи и влияние на рост людности и площади города.
Как правило, развитие базовых производств ведёт к возникновению обслуживающих функций, их расширению соответственно росту занятости и увеличению численности людей в секторе домашнего хозяйства.
Рассмотрим их взаимозависимость на примере, когда базовые функции населения в небольшом городе связаны с разработкой расположенного в его окрестностях месторождения железной руды. Экспорт руды позволяет городу закупать для жителей продовольствие и предметы потребления, некоторые виды оборудования и т.п. Добыча руд ведёт к развитию связанных с ней производств технологического цикла – обогатительных фабрик, ремонтных цехов, предприятий по изготовлению оборудования. В свою очередь, растёт число занятых в сфере управления, образования, в секторе домашнего хозяйства. Рост экономически активного населения города происходит преимущественно за счёт привлечения рабочей силы из других районов или из сельской местности.
При увеличении занятых в базовом производстве население города увеличивается, например, на 100 рабочих мест. Как будут «вести себя» другие сектора городской экономики? Если каждая семья состоит из 4 чел., то сектор домашнего хозяйства увеличится на 300 чел. Для нормальной жизни этих людей необходимо построить новые больницы, химчистки, булочные. Это приведёт к росту занятости в обслуживающем секторе. Затем начнётся новый круг роста секторов домашнего хозяйства и услуг, потому что в семьях работников сферы услуг также есть домохозяйки, дети и пенсионеры.
В итоге, по модели Лоури, рост базового производства на 100 рабочих мест приведёт к росту сектора домашнего хозяйства на 800 чел. и сектора обслуживания на 100 чел.
Со временем, когда истощатся запасы руды, начнут закрываться шахты, рудники и обогатительные фабрики, занятость в градообразующем и градообслуживающем секторах будет сокращаться. Если органами власти не будут предприняты меры, то город и окружающая его территория превратятся в классический депрессивный район с падающим уровнем жизни, экологическими и социальными проблемами и постоянной оппозицией правительству.

3.12.1. Периодические центральные места: ярмарки и рынки

Во многих удалённых районах менее развитых в экономическом отношении стран, где плохо развита инфраструктура и существуют лишь сезонные дороги, потребители – преобладающие в структуре населения сельские жители, не могут регулярно ездить за товарами и услугами в удалённые города – постоянные центральные места. Их функции по снабжению центральными товарами и услугами выполняют разъездные торговцы. Как правило, они переезжают от деревни к деревне, вызывая к жизни такое широко распространенное явление, как ярмарки, т.е. периодические рынки, или периодические центральные места (рис. 35).
Превращение периодических центральных мест в города. По мере роста численности и плотности населения, развития экономики, роста доходов, стандартов и уровня потребления увеличивается общий объём торговли, а периодичность появления ярмарки в данном месте учащается.
При дальнейшем росте спроса рынки начинают торговать ежедневно, придавая новые функции и стимул для развития вмещающему их центральному месту. Людность его растет, концентрация капиталов способствует развитию обслуживающих торговлю и других производств.

3.12.2. Регулирование систем городского расселения

Регулирование систем городского расселения осуществляется двумя главными способами – экономическими и политическими мерами. Как правило, системы расселения инерционны и резкое их изменение практически невозможно.
К главным методам регулирования, называемым экистической политикой, относятся: строительство новых городов и размещение новых базовых (градообразующих) отраслей в городах, людность и значение которых надо увеличить. Как правило, развитие транспорта, например подведение железнодорожных магистралей, улучшение коммуникаций, ведёт к развитию городской экономики и наоборот.
Хорошо известны случаи, когда процветавшие в определённые исторические периоды города позднее затухали или же вовсе переставали существовать. Например, Тобольск – «матерь городов сибирских» динамично развивался в XVI–XVII вв., когда был форпостом русского освоения Сибири, где в то время было всего две губернии – Томская и Тобольская. Город, наряду с Москвой, имел право принимать иностранных послов. Однако в XIX в. Московско-Сибирский тракт, а позднее и Транссибирская магистраль прошли южнее Тобольска. Развитие города затормозилось, его значение упало за счёт преимущественного роста городов, расположенных на транспортных магистралях. Таким образом, город, лишённый в последующие эпохи выгод своего географического положения, затух, потеряв импульс развития.
К регулированию систем расселения относятся также проекты, широко осуществляемые в ряде развивающихся стран, такие как перенос столиц во внутренние слабоосвоенные районы для стимулирования их развития.
Регулирование системы городского расселения в ЮАР в условиях апартеида – обязательное раздельное проживание чёрного, цветного и белого населения. Для обслуживания развивающейся промышленности в «белых» городах необходима рабочая сила – африканцы, в них, однако, не проживающие. Местом жительства коренного населения стали специально построенные так называемые «тауншипы» – чёрные пригороды, соединённые транспортными магистралями с крупнейшими городами (рис. 36). Такие поселения расположены практически вокруг всех крупнейших городов ЮАР – Дурбана, Йоханнесбурга, Кейптауна и др. В настоящее время, когда апартеид осуждён и отменён законодательно, существовавшая ранее система расселения остаётся неизменной, и вряд ли скоро трансформируется, учитывая высокую стоимость земли и жилья в крупных городах. Чёрные жители с низким уровнем доходов не могут позволить себе изменить место жительства.




10 комментариев:

  1. Мегаполис или метрополис — большой город или городская агломерация, которая является важным экономическим, политическим и культурным центром для страны или региона, а также важным центром региональной или международной инфраструктуры, а также важных технологий, таких как телевидение, связь. Древнегреческий термин (сначала — μητρόπολις) означает «город-мать» (раньше так назывались центры колоний или места переселения поселенцев). Позже так стали называть город (полис), который являлся центром определённой области (иногда деятельности), или любой большой, важный город в стране. Греческое слово μέγαπολις (крупный город) появилось позже. Сейчас мегаполисом называют город с населением более миллиона человек. Не стоит забывать, что первоначально термин пришел к нам из социально-экономической географии и имеет иное значение. Мегаполис — наиболее крупная форма расселения, образующаяся в результате срастания большого числа соседних городских агломераций
    Большой город, принадлежащий к более крупной городской агломерации, но не являющийся административным центром этой агломерации, обычно считается не мегаполисом, а его частью. Иногда слово «мегаполис» (которое используется на международном уровне как абсолютное понятие) также используется относительно, чтобы указать на связь города с окружающей средой (другими городами), например Рейкьявик часто называют самым северным мегаполисом. На самом деле он является самой северной столицей в мире (с населением 124 тысячи человек).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Экистическая политика – это регулирование систем городского расселения. Выдвинута в 1950–1960-е годы XX в. греческим архитектором-градостроителем Константиносом Доксиадисом.

      Удалить
  2. Агломерация (от лат. agglomerare – присоединять, прибавлять) – компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединённая в сложную локальную систему разнообразными интенсивными связями – трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Возникновение города – исторически обусловленный акт. На языках разных народов
      название города звучит как "сити", "таун", "урбс", "шахр", "медина" и т. д. Все эти
      наименования существуют для определения одного особого общественного организма,
      который существовал и существует как объективная реальность. Появившись на
      исторически определенном этапе естественно-исторического процесса, город становится
      необходимым моментом организации общества и важным фактором его развития. На разных
      этапах исторического развития он имеет свои характерные черты, отражающие особенности
      социальной организации, разную социальную базу, соответствующего общества ценностные
      установки уровень культуры.
      Современная наука рассматривает город как систему в большой системе городов, а
      еще шире – в территориальных социально-экономических системах расселения. Город,
      будучи сложной системой, включающей подсистемы населения, производства, транспорта,
      сферы обслуживания, культуры и др., одновременно является элементом в системе более
      высокого ранга. Это его двуединство очень емко сформулировал еще в 1964 г. американский
      географ Б. Берри в известной работе "Города как системы в системах городов". Такое
      системное видение города позволило значительно углубить и расширить не только изучение
      этого многогранного объекта, но и по-новому взглянуть на него представителям
      градостроительной практики.
      Город – интеграл человеческой деятельности, средоточие разнообразных видов
      выполняемых им функций, которые определяют "лицо" города. Обычно функции
      подразделяют на экономические (промышленные, транспортные, торговораспределительные, снабженческие) и неэкономические (административно-политические,
      культурные, научные, организационные).
      Среди функций города выделяют также градообразующие и градообслуживающие

      Удалить
    2. 3) город как система представляет собой совокупность трех основных подсистема;население экономической базы и сферы жизнеобеспечения. Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные населения. Город-это прежде всего, крупный населенный это главное под система города, определяющие параметры и организацию всех других систем. Его людность (число-жителей)-базовый показатель для всех градостроительных расчётов и для получения производных показателей, характеризирующих город с разных точек зрения. Городское поселение формируется за счёт трех источников а) естественного прироста; б) механического прироста; в) административного преобразование сельских поселений или включения стих в городскую черту. Соотношение естественного и механического прироста зависит от типа города,его<> и размеров. Новые города формируют своё поселение за счет механического прироста.

      Удалить
  3. Гамзатов Гамзат:Агломерации являются важным, но промежуточным этапом в пространственной эволюции урбанизации. Их скопления, территориально сближаясь, образуют в развитых или плотно заселённых странах обширные надагломерационные системы – урбанизированные районы, урбанизированные зоны, мегалополисы. Формирование этих систем – одна из наиболее важных особенностей территориально-урбанистического развития мира во второй половине XX в.

    Под урбанизированным районом понимают сравнительно обширный ареал расселения с высокой плотностью населения и высоким уровнем развития городских поселений, который образует система взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга агломераций и многофункциональных центров разного ранга.

    Основу урбанизированного района составляют обычно несколько крупных городских агломераций, которые благодаря встречному развитию создают территорию с общими функциональными и морфологическими особенностями.

    Урбанизированный район формируют перемещения населения в рамках преимущественно недельно-месячного цикла жизнедеятельности, тогда как агломерацию – суточные и недельные циклы. Также для него характерны производственные связи, единая транспортная инфраструктура, общая схема использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Для его развития характерны усиление межагломерационного взаимодействия и сокращение межагломерационных пространств. Примерами могут служить сложившиеся урбанизированные районы: Ленинградский, Львовский; формирующиеся: Киевский, Одесский, Воронежский, Прибалтийский (Рига – Вильнюс), Северо-Кавказский (Краснодар – Ставрополь – Грозный)

    ОтветитьУдалить
  4. Урбанизированная зона – сложная и обширная структура мегалополисного типа, которую характеризует интенсивное развитие городских поселений и зон их влияния. Урбанизированная зона включает несколько урбанизированных районов и характерна только для стран и регионов с высоким уровнем урбанизации

    Мегаполис — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании большого количества соседних городских агломераций.

    ОтветитьУдалить
  5. определения города лежит противопоставление его сельской местности, определение минимальной людности города, выполнение им административных функций и другие признаки. В России (с 1957 г.) к городам относятся центры с населением не менее 12 тыс. жителей, 85 % и более населения которых составляют рабочие и служащие (вместе с членами их семей). При этом принимается во внимание административное значение центра, уровень его благоустройства, развитие коммунального хозяйства и сети социально-культурных учреждений. Иногда в состав городов включают другие населённые пункты. Например, Зеленоград входит в состав г. Москва. Города Ломоносов, Пушкин, Павловск и Петергоф входят в состав Санкт-Петербурга.
    Численность рабочих посёлков или посёлков городского типа (ПГТ) – не менее 3 тыс. жителей, и не менее 85 % их населения должны составлять рабочие, служащие и члены их семей. Иногда они входят в состав городов (могут иметь до 20 тыс. чел. населения).
    Город как система
    Город как система представляет собой совокупность трёх основных подсистем: населения, экономической базы и сферы жизнеобеспечения . Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные.

    ОтветитьУдалить