Самостоятельная работа


ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ В РОССИИ И ЕВРОПЕ
1.1 Появление первых городов на территории современной России
Первые города на территории России появились в I тысячелетии до н.э. Это были древнегреческие торговые колонии на побережьях Черного и Азовского морей – Танаис в устье Дона, Фанагория на российском берегу Керченского пролива, Горгиппия в районе современного Новороссийска. Но в IV в. н.э. эти города были разрушены кочевниками-гуннами. Древнейшим из современных российских городов является Дербент, который был основан в V в. н.э.
Дербент выполнял функцию города-крепости, защищая т.н. «Кавказские ворота» – небольшую по размеру территорию между Кавказскими горами и Каспийским морем – от набегов степных кочевников с севера.Но основная масса городов стала возникать в период становления Киевской Руси, когда в ее состав вошли земли вдоль торгового пути «из варяг в греки», проходившего с севера на юг, от Балтийского до Черного моря.
Из современных российских городов на данном пути находился Новгород. Первое упоминание об этом городе в летописях относится к 859 г. Это был самый крупный торговый и ремесленный центр тогдашней России. Его отличительной особенностью являлось автономное самоуправление на принципах республики. Город являлся крайним восточным пунктом торгового пути по Северному и Балтийскому морям, поэтому его значение усилилось после вхождения в Ганзейский торговый союз городов.
В дальнейшем происходит рост масштабов освоения территории России. В X–XI вв. в сферу влияния славян входят северо-восточные земли. Здесь были основаны Суздаль, Муром, Ярославль, Рязань. Строящиеся города первоначально выполняли оборонительную функцию, поэтому они располагались в тех местах, которые могли способствовать выполнению этой функции – овраги, речные долины, высокие речные берега. Постройки были выполнены из дерева, но храмы были каменные. Именно в этот период бурного роста городов Киевская Русь стала называться Гардарики – «страна городов». В XIII в. (к моменту монгольского нашествия) в стране насчитывалось около 300 городов, в том числе на территории современной России около 100. Но не все они смогли восстановиться после монгольского нашествия.Необходимо отметить, что в дальнейшем происходит смещение центра экономической жизни государства на северо-восток. Столицей становится Владимир. В его окружении растут новые города – Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и др. Владимир был разрушен во время монгольского нашествия в XIII в. и потерял свое влияние среди русских городов.С этого момента начинается процесс возвышения Москвы как столицы России. Первые упоминания об этом городе встречаются в летописях в 1147 г. Московским князьям удалось возглавить борьбу с монголо-татарами благодаря богатствам, приобретенным торговлей, и умелой внешней политике.
После победы русских на Куликовом поле в 1380 г. вокруг Москвы начинается формирование русского государства. Данный процесс больше известен как «собирание русских земель». В XVII в. в Москве проживало порядка 300 тыс. жителей. Для сравнения скажем, что вторые по значимости после Москвы центры – Новгород и Ярославль – имели по 50 тыс. жителей, а в остальных городах проживало не более 4-5 тыс. жителей.Дальнейшее возведение новых городов преследовало оборонительные цели на вновь осваиваемых территориях. Строились города-крепости вдоль торговых путей по Волге (Самара, Саратов), города-опорные пункты на границе Дикого поля (Воронеж, Белгород и др.), остроги на сибирских реках (Тобольск, Красноярск, Иркутск). Сначала основную долю населения в таких городах составляли «служилые люди» – казаки и стрельцы. А затем начинали селиться ремесленники и торговцы.
Новая эпоха российского градостроительства связана с именем Петра I. Его главным достижением по праву можно считать строительство новой столицы России – Санкт-Петербурга. Целью являлось создание в устье Невы города, который бы способствовал установлению тесных связей с Европой. Географическое положение города во многом является неудобным по отношению к остальным регионам страны, но эти недостатки искупаются положением в узле водных путей из внутренних районов страны к Балтийскому морю.На развитие системы российских городов огромное влияние оказали губернские реформы Петра I и Екатерины II. В 1708 г. основной административно-территориальной единицей России становятся губернии, которые делились на уезды, состоявшие из станов и волостей. Часть губерний была объединена в генерал-губернаторства. Царь лично назначал генерал-губернаторов, которые управляли вверенными им территориями. Петром I было выделено 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская, Сибирская. Центром каждого уезда должен был стать город – административный центр. Эти города должны были быть равномерно размещены по стране. Во времена царствования Екатерины II в конце XVIII в. число губерний было увеличено до 51. Наибольшие по площади и по своему значению (столичные) губернии возглавлялись крупными сановниками и наместниками, которые несли персональную ответственность перед царицей. Остальные губернии продолжали управляться назначаемыми губернаторами.
Подобного рода губернское административно-территориальное разделение России было обусловлено историческими причинами, военно-политическими условиями и физико-географическими факторами. Но даже к началу XX в. Россия оставалась преимущественно деревенской страной. Доля горожан составляла всего 15%, что было значительно меньше показателей таких стран, как Германия, Франция, США (40-50% горожан). На огромной территории страны насчитывалось всего около 430 городских поселений, подавляющее большинство из которых (более 400) имели менее чем по 20 тыс. жителей, т.е. являлись по современным меркам малыми. Очень редкой оставалась сеть городов в азиатской части страны, где на каждый город приходились тысячи квадратных километров неосвоенной территории. Интенсивную урбанизацию Россия пережила уже только в XX в.
1.2 Городское расселение в Древнем мире
В древнейшее время коренной переворот в развитии городского расселения связан с расцветом древнегреческой цивилизации в VII – IV вв. до н.э. В Древней Греции сформировалась система малых государств-городов (полисов), которые были независимы друг от друга. Города-полисы выполняли оборонительную функцию, хотя основой городского развития являлись торговля и ремесло.Обычный древнегреческий город размещался на морском берегу, рядом с бухтами, удобными для стоянки и строительства кораблей. В центре города на возвышении находился акрополь («верхний город») с храмами и общественными сооружениями. В нижнем городе центром являлась агора – рыночная площадь, прилегавшая к торговой гавани. Вокруг агоры и акрополя располагались жилые кварталы ремесленников и купцов. Город управлялся на демократической основе.Символом расцвета древнегреческой цивилизации стали Афины. Наиболее известным архитектурным сооружением, частично сохранившимся до наших дней, является Афинский акрополь. В Афинах было построено большое количество театров и стадионов. С окружающих город возвышенностей был проложен водопровод. Город был защищен крепостными стенами.Во II тыс. до н. э. ключевые центры мировой цивилизации смещаются в сторону Средиземного моря. Вследствие этого городское расселение приобретает приморский характер и ведет свое начало от городов восточного побережья Средиземного моря. Основных очагов расселения два – северная часть современного Ливана, где расселяются финикийцы и южная часть Палестины, где селятся евреи. Здесь формируется система городов-государств, главнейшими из которых становятся Тир (в Финикии) и Иерусалим (в Палестине). В дальнейшем финикийцы начали создавать колонии на Кипре, Крите, Балканах и в Северной Африке.Новая веха в развитии городского расселения в древнейший период связана с ростом Древнего Рима. Он был основан в 753 г. до н.э. на Палатинском холме вблизи левого берега реки Тибр недалеко от ее впадения в Средиземное море. Постепенно под влияние Рима перешел Апеннинский полуостров, затем – побережье Средиземного моря и внушительная часть Европы. При строительстве Рима было очень много заимствований из древнегреческого градостроительства. Самой крупной из сохранившихся древнеримских построек является амфитеатр Флавиев, более известный как Колизей. Особую известность имели многочисленные термы (бани), театры, стадионы. Центром города являлся комплекс Римских форумов, на котором возвышались многочисленные триумфальные арки и колонны. Храмы посвящались как отдельным богам, так и всем богам одновременно (Пантеон). К городу была подведена мощная система водопроводов, которая до сих пор поражает своим технически выверенным устройством. Существовала канализация. Главные улицы были замощены брусчаткой. Население Рима достигало 2 млн. чел.Кроме огромной столицы, в Римской империи сложилась целая система других городов, взаимно дополнявших друг друга по функциям. Вторым по величине городом древнеримской империи долгое время была Александрия Египетская (до 500 тыс. жителей). В V в. н.э. вторым городом стала «восточная столица» Константинополь, в котором проживало до 1 млн. жителей. Но подавляющее большинство населения страны по-прежнему жило в сельской местности и занималось сельским хозяйством. В Италии это были преимущественно рабы, принадлежавшие богатым римлянам, в других частях империи – коренное население завоеванных территорий. В 476 г. Рим был захвачен германскими племенами. Лишь немногие из заброшенных городов продолжили свое существование или были отстроены заново в последующий период, который в истории получил название Средневековья.
1.3 Европейские города Средневековья
В период Средневековья основу экономики составляло сельское хозяйство. Большинство земельных наделов оставалось в собственности феодалов, крестьяне использовали землю, при этом оставаясь лично свободными. Плата за использование земли была натуральной – крестьяне отдавали феодалам лишь часть своего труда или продукции. Это увеличивало заинтересованность в результатах труда. Все большее количество людей занимались ремеслом и торговлей, рынками сбыта которой являлись замки крупных феодалов и монастыри. Вокруг них стали образовываться торгово-ремесленные поселения, которые образовали плотную сеть малых городских поселений. Ядром этих поселений стали монастыри и замки. Эти поселения постепенно расширяли свою территорию, концентрировали население и экономическую деятельность.Размер средневекового города был небольшим. Число жителей редко достигало 10 тыс. чел. Город был окружен крепостными стенами, в центре располагалась торговая площадь. Здесь же располагались главные общественные здания – церковь и ратуша. От площади расходилась сеть узких улочек, на которых по профессиям селились жители. Характер планировки – радиально-кольцевой. При этом полностью исчезли города-административные центры, поскольку каждый город представлял собой изолированную социально-экономическую систему. В городах не было благоустройства, что способствовало возникновению массы эпидемий. Антисанитарии также способствовало скученное проживание горожан в трех-четырехэтажных домах. Наиболее значительным зданием в каждом городе был главный храм. Начиная с XII в. стали строиться храмы в готическом стиле, устремленные вверх. Такие храмы экономили городскую территорию.
Рост городов в средние века также был обусловлен наличием торговых путей. Главные торговые пути шли из Италии на Восток по Средиземному морю. Это способствовало росту итальянских городов, особенно Венеции и Генуи, от которых начинались сухопутные пути вглубь материка. Не менее важный торговый путь пролегал на севере Европы по Северному и Балтий­скому морям. По нему шли с запада (из Германии, Франции, Англии) металлические изделия и ткани, с востока (из Новгорода, Прибалтики) – меха, янтарь, льняные ткани, воск. Города, расположенные на этом пути, образовали Ганзейский торговый союз (Лондон, Брюгге, Гамбург, Любек, Новгород и др.). Наиболее важным торговым центром и самым крупным городом Европы в Средние века являлась Венеция, насчитывавшая к XV в. 200 тыс. жителей.С XV в. в Европе начинает период резкого ускорения городского развития – эпоха Возрождения. В наибольшей мере она проявилась на территории Италии, так как итальянские города, с одной стороны, являются наиболее крупными и развитыми, с другой – в них ярче всего проявляется влияние античности, по образцам которой развивается культура Возрождения. Главным центром Возрождения в Италии и во всей Европе становится Флоренция. Ее население насчитывает около 100 тыс. чел. Это главный в Европе центр производства сукна и торгово-финансовых операций. Экономическое развитие способствует взлету культуры. Именно во Флоренции родились или создавали свои произведения такие выдающиеся деятели, как Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти, Данте Алигьери, Галилео Галилей и др. Обновляется застройка города. Создается система главных площадей – торговой, административной (перед зданием правительства), религиозной (перед главным собором города). Город украшается многочисленными статуями (Давид работы Микеланджело и др.) и фонтанами. Даже оборонительные сооружения – стены и башни – начинают играть, прежде всего, эстетическое, а не оборонительное значение.С эпохи Возрождения градообразующими функциями становятся культура и искусство, наука, образование. Последнее особенно ярко проявляется в возникающих в этот период по всей Европе университетских центрах, первые из которых появились еще в XII в. (Парижский – во Франции, Оксфорд – в Англии и др.). Можно сказать, что в эпоху Возрождения в городах Европы окончательно формируется дух свободы, совершенствования, прогресса, предприимчивости, который способствует бурному развитию городов в Новое время и появлению современного городского образа жизни. Примечательно также то, что практически все средневековые города Европы сохранились до наших дней, образовав каркас городского расселения Нового времени.

Города Англии в Новое время. Лондон: ЭГП, развитие.
Роль Великобритании как первой промышленной, торгово-финансовой и колониальной державы мира (в 17 - начале 20 века)создала новые предпосылки развития английских городов. Она радикально изменила ЭГП столицы государства - Лондона и способствовала развитию в стране интенсивных процессов урбанизации. Лондон до начала Великих географических открытий и последовавшего за ними возвышения Англии был одним из крупных, но далеко не крупнейшим городом Европы. В 1400 г. Лондон насчитывал 45 тыс. жителей и уступал по величине Парижу (275 тыс. чел.), Милану (125 тыс.), Венеции (110 тыс.), Новгороду (50 тыс. жит.).
 В римские времена Лондониум был небольшим центром далекой провинции. В раннем средневековье Антверпен, Амстердам, Любек, Гамбург, Новгород и др. центры ганзейской торговли (для справки: Ганза- торг. и полит. союз северо-нем. городов в 14-16 вв. во главе с Любеком. Ганзе, осуществлявшей посреднич. торговлю между Зап., Сев. и Вост. Европой (ее гл. опорн. пунткы: Брюгге, Новгород, Лондон), принадлежала торг. гегемония в Сев. Европе), за "спиной" которых располагались мощные хинтерланды с крупнейшими сухопутными путями в глубь Европы и далее через средиземноморские порты в страны Востока, имели значительно более благоприятное ЭГП, чем Лондон. Но после открытия новых торговых путей через Атлантический океан Лондон оказался в центре обширного северо-западного фронта Европы, обращенного к океану. Эти преимущества ЭГП были реализованы лишь после победы Англии над Испанией и Голландией, после Английской буржуазной революции 17 в. и упрочения ведущей роли Англии в колониальных захватах и мировой торговле, что вскоре сделало Лондон самым большим городом Европы. К нач. 20 в. он насчитывал 865 тыс. чел. (Париж -2-ой по велич. город - 550 тыс. чел.); в 1900 г. - 4536 тыс. чел. против 2714 тыс. чел. в Париже.
Для Лондона, как и для других мировых столиц, выросших на океанских и морских связях, крайне важным было положение в естественных узлах, от которых расходились речные и сухопутные пути в глубь страны. Лондон расположен на Темзе, самой крупной судоходной реке Англии, связанной со всей страной разветвленной системой притоков и каналов. Ниже Лондона Темза очень широка и там нет ни одного моста. Морские суда могли подниматься по Темзе до знаменитого Лондонского моста, где берега сужались и начиналось речное судоходство; именно в этом месте возникла столица страны. Ни Портсмут, ни Саутгемптон на Ла-Манше, располагавшие удобными морскими гаванями, не имели такой естественной системы связей с внутренними районами страны. Наряду с Лондоном в Англии после промышленного переворота формировались крупнейшие скопления индустриальных городов. Текстильная промышленность создала конурбацию Ланкашира, включившую крупнейшие по тому времени города - Ливерпуль и Манчестер. Развитию Манчестера способствовали близость Ливерпуля с его удобной гаванью, куда поступал американский хлопок; сооружение многочисленных мелководных каналов для удобства доставки хлопка и йоркширского угля; влажный климат, облегчавший скручивание нитей в прядильных цехах
Города Испании и Португалии.
 В пер половине 16 в. П, затем И-могущественные государства Европы. Их колониальные империи огромны. Лиссабон, Севилья-величайшие порты и города Европы. Лиссабон в н.15 в. был захолустной столицей маленькой полунищей страны, но после открытий и завоеваний в Африке, Азии, Л. Америке и возникновения в к.15-н.16в. огромной колониальной империи Португалия на короткое время становится одной из богатейших держав Европы, а Лис. Одной из крупнейших европ. Столиц (здесь богатства Востока разгружаются для распределения по всему миру). Севилья, расположенная на р. Гвадалквивир, в пер пол. 16 в. обгоняет по торговому обороту все крупнейшие европ. порты. Испанские короли предоставили городу монополию на колониальную торговлю, действующую с15 до н.18в.
Столица Испанского г-ва, располагавшаяся в Толедо в 1561 была переведена в Мадрид, насчитававший в это время едва 20 тыс. Севилья больше подходила для роли столицы, чем Мадрид, и в этом одна из причин ранней потери Испанией ее владений, но это довольно спорная мысль. Огромные богатства, стекающиеся в Ис.(прим тоже относится и к П), не приводили к развитию ее х-ва. Королевская власть стали направлять свои огромные доходы на содержание двора строительство роскошных дворцов. В застройке испанских городов исторические напластования разных эпох, смешение архитектурных стилей. Ис.
Города, обычно располагавшиеся на возвышенностях, унаследовали от средневековья крайне запутанную сеть улиц, поднимавшихся к воротам крепостных стен: лишь в некоторых местах в эту среденевековую сеть врезаны регулярно спланированные площади (н-р, Пласа Майор в Мадтиде). От мавров (арабов и берберов) сохранились не только здания в мавританском стиле, но и традиции декоративности, пышности сооружений. Мавританские архитекторы сочетали мусульманские традиции с готикой (мудехар)
Города Германии.
Берлин: экономико-географическое положение, особенности развития.
Длительное время в Центральной Европе не складывалось условий для развития крупных городов, сохранялась унаследованная от средневековья плотная сеть относительно небольших городских поселений, лишь некоторые из которых достигали более или менее значительных размеров. С перемещением торговых путей к Атлантическому океану, упадком ганзейской и средиземноморской торговли города Центральной Европы оказались в стороне от главнейших новых торговых путей. Крайняя политическая раздробленность Германии не создавала условий для развития промышленности. Положение усугублялось разорением страны после Тридцатилетней войны и других войн, которые велись почти непрерывно.
 Процессы урбанизации в Германии резко усилились во второй половине XIX в. и особенно в конце его. Характер и особенности этих процессов могут быть показаны на примере Берлина. Берлин образовался в XIII в. из двух городов - Берлина и К±льна, сложившихся на правом и левом берегах р. Шпрее на месте бывших славянских поселений и слившихся в 1307 г. в один город. Как и другие средневековые города, он представлял собой крепость, обнесенную кольцом стен. В XV в. Берлин становится резиденцией Гогенцоллернов - вначале бранденбургских герцогов, а с 1701 г. - прусских королей; в 1871 г. он был провозглашен столицей Германской империи. После объединения Германии быстро растет промышленность Берлина. Его промышленные монополии, тесно связанные с правительственным аппаратом, способствуют развитию здесь новых отраслей машиностроения (точное машиностроение, электротехника), которым не приходится преодолевать конкуренцию старых индустриальных районов, где эти отрасли не сумели сформироваться.
Роль Берлина как столицы Пруссии и особенно германской империи позволила ему создать себе выгодное экономико-географическое положение, которое потенциально было благоприятным, но могло быть реализовано только при значительных работах по сооружению искусственных транспортных путей. Лишь когда к Берлину, расположенному в пониженной части междуречья Эльбы и Одера, при слиянии небольших рек Шпрее и Хофеля, среди обширных озер, была подведена система каналов и дорог, а обширные заболоченные территории осушены, выявилось его выгодное положение в центре Средне-Германской низменности, в узле открывшихся прямых путей к морю, на юг Германии, в обширные области Восточной и Юго-Восточной Европы.
В 1850-1900 гг. население Берлина увеличилось в 5 раз, превысив 2,7 млн. человек. Быстро расширяется застройка города. Складывается несколько зон, различающихся по своим функциям и характеру застройки: 1) капиталистическое Сити в центре города с большой концентрацией правительственных учреждений, дворцов, банков, отелей, торговых учреждений; рядом со старыми импозантными сооружениями королевской Пруссии, построенными в XVIII - начале XIX в. (Бранденбургские ворота, Опера, дворцы принцессы и кронпринца, университет, новая кардегардия, цейхгауз на Унтер ден Линден, Концертхауз, Немецкий и Французский соборы на площади Жандарменмаркт), в конце XIX - начале XX в. сооружаются новые монументальные здания (Рейхстаг, Кафедральный собор, Государственная библиотека, музеи на острове музеев - Музеуминзельн - Национальная галерея, Боде, Пергамон), образующие вместе исторический ансамбль "Берлинского форума"; 2) так называемое "кольцо Вильгельма" с плотно застроенными кварталами "домов-казарм", с регламентированными высотой (около 20 м) и крайне малыми размерами дворов-колодцев, окруженных задними фасадами домов. В 1912 г. до 45% квартир выходило на задний двор; большое количество квартир размещалось в подвалах; в "кольце Вильгельма" располагалось около 70% промышленных предприятий Берлина (существовало понятие "Берлинская промышленность задних дворов"); 3) внешняя зона, включавшая, с одной стороны, крупные промышленные предприятия и рабочие предместья Веддинг, Шпандау, Копеник, Моабит, Лихтенберг и др., а с другой - королевскую резиденцию Потсдам и буржуазные пригороды Карлсхорст, Вайсензее и др., с коттеджной застройкой среди озер и лесопарков. Важную роль в формировании промышленных предместий во внешней зоне имела кольцевая железная дорога (Рингбан).


ПЕРЕЧЕНЬ РЕФЕРАТОВ ПО ТЕМЕ «ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ»
1. Строительство городов в Древней Греции. Особенности, основные этапы, выбор места для городов, выдающиеся архитектурные памятники.
2. Римское градостроительство. Крупнейшие сооружения, выбор места для новых городов, влияние на географию современных городов Европы.
3. Особенности размещения, строительства и планировки средневековых городов.
 4. Города Возрождения в Италии. Особенности развития Флоренции, Рима, Венеции, Неаполя в эпоху Возрождения.
5. Древнерусские города. Киев, Владимир, Новгород. Особенности строительства, планировки, развития.
6. Города Испании и Португалии после Великих географических открытий. Историко-географические предпосылки развития городов Испании и Португалии, особенности их строительства, микрогеографии, архитектуры.
7. Города Германии. Берлин: особенности развития, экономикогеографическое положение, микрогеография.
8. Города Австрии: экономико-географическое положение, развитие, планировка.
9. Развитие городов в Индии. Особенности экономико-географического положения и строительства Дели, Калькутты, Бомбея.
10. Основание Петербурга. Особенности экономико-географического положения и строительства города.
11. Урбанизация в Латинской Америке. Особенности экономикогеографического положения и развития городов Латинской Америки.
12. Особенности урбанизации Африки.
13. Развитие городов в Китае. Экономико-географическое положение и особенности развития Пекина и Шанхая.
14. Особенности урбанизации России в XX в.
15. Города Америки в доколумбовскую эпоху.
16. Средневековые центры арабского мира: Багдад, Пальмира, Дамаск.






Комментариев нет:

Отправить комментарий