Лекция № 6



Лекция 6. Географические основы городской (градостроительной) политики

6.1. Основные задачи и направления градостроительной политики

Градостроительная политика – целенаправленная деятельность государства по формированию благоприятной среды обитания населения исходя из условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития общества, национально-этнических и иных местных особенностей.
Активная градостроительная политика – существенная часть социальной политики государства. Во многих странах, прежде всего развитых, с высокой градостроительной культурой, политика реализуется в законодательстве, в специальных государственных программах. В нашей стране градостроительная деятельность регламентируется в Градостроительном кодексе Российской Федерации , принятом 22 декабря 2004 г.
Средствами реализации градостроительной политики служат градостроительные документы разных видов. В Российской Федерации предусмотрены следующие документы:
  • Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил (для страны в целом);
  • схема расселения природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований;
  • схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований;
  • генеральные планы городов, других поселений и их систем (рис. 68);
  • проекты городской и поселковой административной черты;
  • генеральные планы территорий, подведомственных сельским (районным) администрациям, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон;
  • территориальные комплексные схемы охраны природы и природопользования, зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения;
  • проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей городов;
  • проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений.
Основы градостроительной политики и градостроительной деятельности создаются усилиями многих наук. Одной из них является география, которая способна внести существенный вклад в изучение и решение многих проблем современных и будущих городов и систем расселения. Географические подходы, географическое мышление, географические теории и концепции крайне важны для обоснования надёжных решений в сфере градостроительства и районной планировки.

6.2. Типологический подход в градостроительной политике

Учёт типологических особенностей городов, их места в территориальной организации общества должен быть ведущим принципом градостроительной политики. Такой подход играет конструктивную роль, обеспечивая формирование полноценной городской среды, что выражает саму сущность градостроительства.
Выделяют следующие пары типологических категорий: большие и малые города, узкоспециализированные имногофункциональные, исторические (старые) и молодые (новые) города.
Как уже было отмечено, не все большие города обладают всеми качествами большого города. Большой город не есть увеличившийся во много раз малый. Он другой по характеру градообразующей базы, по доле непроизводственных функций – научных, культурных, образовательных. Другие у него и градостроительные параметры, облик (прежде всего центральной части), планировочная структура, транспортное оснащение, состав жителей. И главное в том, что он особый по качеству городской среды. Но в реальности так бывает не всегда.
Одна из задач градостроительной политики состоит в том, чтобы способствовать превращению таких городов в истинно большие (рис. 69). Достигается это в значительной мере на основе трансформации функциональной структуры. В результате функции города приводятся в соответствие с его рангом. Большой город должен занимать достаточно высокую ступень в иерархии центральных мест, обслуживать обширную, окружающую его территорию. Это требует формирования в его функциональной структуре развитого блока центральных функций – и производственных и непроизводственных.
Малые города – еще более трудный объект градостроительной политики. Их всестороннее оздоровление, экономическая активизация, культурное возрождение – насущные проблемы для многих стран мира.
Малые города (рис. 70) типологически весьма разнообразны, поэтому по отношению к ним нельзя действовать по шаблону. Малый город – «столица» сельского района, курорт, спутник крупного центра, железнодорожный узел, центр угледобычи, центр энергетики и т.п. У каждого из них, наряду с общими, свои специфические проблемы. В качестве рычага активизации чаще всего используется промышленность, хотя он является, чаще всего, негативным. Однако промышленность может сыграть роль трамплина, который обеспечит малому городу прыжок в ряды больших городов. Для многих малых городов гораздо больше подходит другой сценарий развития – превращение в туристический центр, в здравницу, усиление функций центрального места в сельской местности и т.п.
Соответствовать масштабам малого города, традициям и образу жизни населения должна и жилая застройка. Здесь вряд ли уместны многоэтажные дома. Малоэтажная застройка удобна и привычна для жителей малого города. В то же время малый город, как и любой другой, имеет право на создание выразительного центра, придающего ему индивидуальность.
Специализированные центры (рис. 71) в силу ряда причин составляют значительную долю в общем числе городов многих стран. Городу свойственно быть многофункциональным. Но обстоятельства вынуждают некоторые из них сохранять какой-либо один вид деятельности. Общим принципом градостроительной политики должно стать развитие узкоспециализированных центров по пути многофункциональности. Приобретение дополнительной «специальности» делает более устойчивым положение города в условиях меняющейся экономической ситуации. У жителей расширяются возможности выбора места работы. Полнее используются трудовые ресурсы. Потенциал города используется лучше.
В ряде случаев специализированные центры должны сменить функцию. Это относится к тем из них, которые возникли на разработках месторождений полезных ископаемых – угля, железных и полиметаллических руд, горно-химического сырья. Горнопромышленным центрам, расположенным в районах с экстремальными природными условиями, к сожалению, невозможно что-либо изменить. Им уготована судьба городов-эфемеров. В обжитых районах таким городам необходима перепрофилизация. Вопрос о новой «профессии» города решается с учётом местных условий и места, которое занимает город в системе расселения.
Почти все многофункциональные города (рис. 72) нуждаются в корректировке своей функциональной структуры. Трансформация функциональной структуры – это одна из закономерностей эволюции города. Градостроительная политика призвана подкрепить этот процесс мерами, которые имеют целью:
  • соблюдение соответствия между характером функциональной структуры и рангом города;
  • достижение равновесия между производственными и непроизводственными функциями;
  • сбалансированность между специализированными и центральными функциями;
  • устранение или смягчение несовместимости функций;
  • устранение функций, признанных неуместными для данного города.
Предметом особой заботы градостроительной политики должно стать бережное отношение к историческим городам(рис. 73).
Следует учитывать сложность сочетания двух разных обстоятельств: развития города с новой планировочной структурой и обязательного сохранения в нём отдельных сооружений и сети старых улиц. Сложность заключается в необходимости сохранения не только отдельных памятников, но и окружающей их исторической среды, так называемой рядовой застройки, а также прежней, старинной, планировки. Кроме того, с большой продуманностью должен решаться вопрос о развитии исторического города как экономического, в частности, промышленного центра. Здесь противопоказаны отрасли промышленности, деятельность которых создаёт угрозу историческому наследию. Наилучший способ использовать потенциал исторических центров – развитие этих городов как центров образования, культуры, искусства и науки.
Особый объект внимания градостроителей и городских властей – центральные части исторических городов. Недопустимо разрушение центра, нежелательно превращение его в музейную, выключаемую из прочих функций часть города.
Понятие «новые города» недостаточно чётко. Если считать новыми те города, которые недавно получили такой статус, то их в России великое множество, и в список попадают весьма почтенные по возрасту поселения (например, бывшие горнозаводские поселки – города-заводы Урала, донские и кубанские станицы). Такие города создавались «по старым образцам», на основе типовых проектов зданий и новизной не блещут.
В архитектурной среде появилось иное понимание нового города – города как воплощения градостроительных поисков и открытий, в котором находят реализацию прогрессивные принципы современного градостроительства. Это английский Харлоу, шведский Веллингбю, финский Тапиола. В России примерами градостроительного поиска могут служить Зеленоград, Сосновый Бор, Пущино, некоторые микрорайоны Тольятти [7].
Однако не все новые города обладают полноценной городской средой. Одна из задач градостроительной политики состоит в создании условий для формирования благоприятной городской среды. И не только в материальном выражении, но и во всякого рода деталях, которые делают старинные города своеобразными и уютными.

6.3 Планировочная организация в градостроительстве

Планировочную организацию (структуру) принято рассматривать как выражение территориально-пространственных отношений между элементами (частями) градостроительных систем, отражающих тем самым строение самой системы. То есть планировочная структура характеризует городской организм в единстве взаимосвязи различных его частей и элементов.

Факторы влияющие на формирование облика города:

-          наличие естественных водоемов (море, озеро, река);
-            рельефные условия местности (сложный пересеченный рельеф, овражистость);
-          развитие добывающей промышленности на базе местных полезных ископаемых;
-          наличие целебных минеральных источников и т. п
Планировочная структура отражает распределение основных частей города
Наиболее    распространенные    типы    планировочной  структуры   города:                                                                                                                                        компактный, расчлененный, рассредоточенный и линейный
Компактный тип характеризуется расположением всех функциональных зон города в едином периметре.
Главные   достоинства     компактная   форма   плана,  хорошая  доступность  центра, наименьшая степень нарушения природного окружения при точечной концентрации расселения.
Однако эти преимущества снижаются при увеличении размеров города.
Расчлененный тип возникает при пресечении территории города реками, оврагами или транзитной железной дорогой.
Рассредоточенный тип предполагает несколько городских планировочных образований, разнесенных по территории и связанных между собой транспортными линиями.
Возникновение рассредоточенного типа обуславливается характером градообразующей группы предприятий данного города (например, добывающая промышленность) или природно- климатические условиями.
Линейную структуру получили города, расположенные на участках прибрежной полосы морей и больших рек, горных долин и т.п.
Преимущества линейных структур - экономия затрат времени на передвижения и близость застройки к природному окружению - сохраняются и с ростом линейных градостроительных образований.
                     В практике сложились шесть основных схем построения уличных сетей города: радиальная;
                     радиально-кольцевая;
                     лучевая (веерная);
                     прямоугольная;
                     свободная.
Первые три характерны для исторически сложившихся городов, которые формировались вокруг кремлей, монастырей и ведущих к ним дорог.
Прямоугольная схема уличной сети использована во многих крупнейших городах США. Предельный рационализм такого решения оказывает отрицательное влияние на архитектурно- художественную композицию города, развитие внутригородских пространств. Прямоугольная схема может найти позитивное применение в генеральных планах средних и малых городов, характеризующихся невысокой застройкой и хорошим озеленением.
Рисунок 23. Схемы построения уличных сетей: а – радиальная; б – лучевая (веерная); в – радиально- кольцевая; д - свободная

Практика застройки новых современных городов чаще всего связана с использованием свободной схемы планировки уличных сетей. Такая схема позволяет располагать городскую застройку, не нарушая естественных природных условий, и сводит к минимуму затраты на вертикальную планировку территории.

6.4. Влияние зональных и региональных особенностей на градостроительную политику

При учёте влияния зональных и региональных особенностей заслуживают внимания три группы факторов:
1) особенности природы, степень экстремальности природных условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности;
2) наличие исторического наследия, характер национальных культур, состояние историко-культурных памятников и возможности их использования;
3) народнохозяйственная основа и её территориальная организация, уровень зрелости, состояние и необходимость изменений в целях улучшения условий жизни населения и более полного использования имеющегося потенциала.
Рассмотрим действие этих факторов в отношении их влияния на функциональную структуру городов, их планировку и застройку, общий характер расселения, рисунок сети городов.
1. Влияние особенностей природы на развитие городского расселения. На территории России отчётливо выражены широтные природные зоны. Разработаны рекомендации по учёту природно-климатических факторов в градостроительстве на основе районирования страны по степени их благоприятности для жизни человека. Территория России делится на три основные зоны (табл. 6): северную, умеренную, южную.
Таблица 6. Соотношение между зонами по территории и населению
Зона
Территория
Население
млн км²
%
млн жителей
%
Северная
11,1
65
10
7
Умеренная
5,7
33
124
87
Южная
0,2
Около 2
8
6
Северная зона по степени суровости или экстремальности природных условий подразделяется градостроителями на три подзоны – тундровую, включающую арктическую пустыню, собственно тундру и лесотундру; таёжную и лесоболотную. В умеренной зоне выделены две подзоны : лесная (смешанные широколиственные леса) и степная (лесостепь и степь). В южной зоне России выделяются полупустыни, влажные субтропики и горный пояс.
Особое значение для России имеет учёт особенностей северной зоны с её экстремальными условиями и богатейшими ресурсами разнообразных полезных ископаемых, в том числе особо ценных. Это влечёт за собой активное освоение зоны и активную в ней градостроительную деятельность.
Суровость природных условий тундровой подзоны, трудности адаптации к этим условиям определяют нежелательность концентрации здесь значительных масс населения. Поэтому у создаваемых здесь городов должна быть «усечённая» функциональная структура, ограниченная лишь необходимыми звеньями, например добычей и обогащением руды. В этих условиях целесообразно шире использовать вахтовые посёлки как наиболее приемлемую форму расселения.
В лесоболотной подзоне у городов более развиты функциональная структура, постоянное население и соответствующая социальная и транспортная инфраструктура. Однако и здесь нежелательно развивать переработку добываемого сырья, а формировать градообразующую базу в виде «усечённого» комплекса.
В таёжной подзоне развиваются опорные центры освоения ресурсных районов, в которых размещаются энергетические и строительные базы, транспортные узлы, перерабатывающие отрасли и разнообразные производства, обслуживающие ресурсные районы, например ремонт техники.
Природные условия Севера сильно влияют на планировку и застройку городов. Архитектурно-планировочные решения в городе, расположенном в северной зоне, предусматривают максимальную защиту от неблагоприятного воздействия внешней среды. Суровость природного окружения должна компенсироваться созданием городской среды повышенного качества. Наибольшей эффективности планировочные средства защиты достигают при территориальной компактности города: сокращении размеров селитебной территории, сближении функциональных зон, повышении плотности и этажности застройки, максимальном использовании неудобных земель.
В условиях тундровой подзоны особое внимание уделяется максимальной защите поселений от неблагоприятного воздействия ветров и метелей. Этому способствует создание максимально компактной застройки и замкнутой планировочной структуры. Плану города придаётся обтекаемая или линейная конфигурация, вытянутая в направлении наибольшего снегопереноса. Основные магистральные улицы ориентируются в направлении снеговетрового потока, а протяжённость перпендикулярных ему улиц следует сокращать. По наветренному фронту поселения рекомендуется устраивать барьеры сплошной застройки из домов повышенной этажности.
В южной зоне России наблюдается своеобразие условий в каждой из трёх подзон – полупустынной, горной и влажных субтропиков.
В полупустынях цель основных градостроительных мероприятий – снижение перегрева в тёплый период года. Там, где часты холодные зимние ветры и пыльные бури, организуется дополнительная ветрозащита. Вокруг городов создаются пригородные зоны, формируется зелёный пояс, в который включаются сельскохозяйственные угодья, водные поверхности и зелёные массивы. Планировочная структура должна создавать оптимальные условия для проветривания. Это достигается организацией сети городских магистралей, улиц, площадей, озеленённых пространств и открытых водных поверхностей в единую вентиляционную систему. Транспортная сеть имеет открытую структуру, включающую бульвары и магистрали, которые трассируются в направлении господствующих ветров.
В горных районах при выборе участков под застройку необходимо учитывать ширину, глубину и направление горных долин. Предпочтительны широкие долины, ориентированные на юг и восток, наиболее благоприятные в отношении инсоляции. Более комфортными условиями характеризуются участки, расположенные выше 1000 м над уровнем моря, так как глубокие и узкие долины плохо прогреваются солнцем. В горах строительство затруднено вследствие сильно пересечённого рельефа, высокой сейсмичности, малой лесистости, развития эрозии. Русла рек в долинах и предгорьях селеопасны, на склонах с выходом коренных пород случаются камнепады. В узких крутых долинах зимой возможны сходы снежных лавин. Здесь должны предусматриваться специальные устройства, защищающие от селей, камнепадов и снежных лавин.
Во влажных субтропиках градостроительными средствами обеспечивается аэрация территории для снижения тепловых нагрузок, возникающих из-за повышенной температуры и влажности воздуха. Здесь предпочтительна линейно-полосовидная структура города. Направление основных улиц целесообразно совмещать с направлениями господствующих ветров.
2. Историческое наследие в регионах. Районы России заметно различаются по «возрасту» своих городов, по доле старинных городов, хранящих значительное, иногда бесценное историко-культурное наследие.
Исторические города – особый объект градостроительного регулирования. В них очень важно сохранить, как мы уже отмечали, не только выдающиеся памятники зодчества, но и историческую среду, особенности древней планировки, сеть улиц, архитектурные ансамбли и их органическую связь с ландшафтом. Это легче сделать в малом городе, и очень трудно в крупном центре.
Очень взвешенно должен решаться вопрос о формировании градообразующей базы исторических городов, о введении в них новых объектов промышленности. Необходимо, чтобы при этом соблюдались самые строгие экологические требования, чтобы промышленные выбросы и стоки не оказывали губительного действия на творения зодчества.
Сохранению исторического облика способствовало бы строительство типов домов, разработанных с учётом своеобразия данного города, традиций его населения, вписывающихся в существующую застройку. Примером удачного архитектурного и планировочного решения может служить туристический центр в Суздале (рис. 74).
Хотя в городах сосредоточена наибольшая часть историко-культурного наследия, но и вне их существует множество ценных историко-культурных достопримечательностей. Это и исчезнувшие города, и монастыри, роль которых была особенно велика на Европейском Севере, и усадьбы – «дворянские гнёзда», и центры кустарных народных промыслов. Все они заслуживают бережного отношения, иногда возрождения, в других случаях – консервации.
В схемах районной планировки, особенно в планировке пригородных зон следует предусмотреть формирование историко-культурного каркаса, который призван играть роль одной из основ территориального устройства регионов.
3. Особенности отраслевой и территориальной структур хозяйства. В каждом регионе складывается присущее ему сочетание отраслей и видов деятельности, обусловленное географическим положением, природными и демографическими ресурсами, производственным, научно-техническим, инфраструктурным и интеллектуальным потенциалом. От сочетания ресурсов и условий зависит сочетание отраслей. Учитывая это, можно ожидать возникновения городов определённого профиля и типа, закономерных для данного района.
Территориально-урбанистическая структура хозяйства также формируется в соответствии с логикой территориального развития под влиянием географического положения, территориальной структуры природных ресурсов, общероссийской транспортной инфраструктуры. В итоге возникает потребность в экономических узлах – опорных центрах и экономических линиях – осях развития.
Учёт особенностей территориальной структуры хозяйства и расселения, прежде всего, основывается на понимании закономерностей территориального развития, представлениях об эволюции расселения, закономерно сменяющихся стадиях эволюции.
В регионах нового экономического освоения можно предположить наиболее вероятные пути достройки складывающейся территориальной структуры хозяйства и на её основе расселения. В районах староосвоенных с развитой сетью городов и сформировавшимся отраслевым комплексом резче проявляются недостатки, острее структурные, экологические, демографические проблемы. Градостроительные мероприятия в районах такого типа ориентируются на устранение недостатков, на совершенствование сложившегося расселения.
Проблемами расселения повсеместно являются регулирование роста крупных городов, активизация городов малых и средних, укрепление среднего звена в иерархии городов – центральных мест, формирование агломераций. В каждом районе эти проблемы приобретают специфическую региональную окраску, разные акценты.
В южной полосе Западной Сибири (кроме Кузбасса) и в Центральном Черноземье, где уже обозначилась сеть основных крупных центров, целесообразно формирование агломераций. Это позволит полнее использовать потенциал Новосибирска, Омска, Барнаула, Тюмени, Томска, Воронежа и одновременно «разгрузить» их от чрезмерно сконцентрированной промышленности. Желательно развитие систем спутников вокруг крупных центров. В результате возрастёт экономическая эффективность использования потенциала городов, улучшится их экологическая ситуация, и они смогут стать базами активизации малых и средних городов района.
В районах южной части Дальнего Востока, где сеть городских поселений начала формироваться сравнительно недавно, необходимо увеличить число опорных центров, полнее реализовать предпосылки развития, созданные сооружением новых транспортных магистралей (БАМ и малый БАМ), и учитывать в перспективе предпосылки развития городов и их систем, которые будут созданы новыми магистралями и портами.
На Европейском Севере, где развиваются ресурсные города нового этапа освоения, необходима рационализация территориальной структуры хозяйства, что повлечёт за собой и определённые сдвиги в расселении. Речь идёт о взаимодействии северной ресурсной полосы и южной базовой, формирующейся примерно по линии Вологда – Котлас – Сыктывкар. В будущем к базовой полосе подключаются Вятка и Пермь с их окружением. Это потребует строительства субмеридиональных железных дорог от Троицко-Печорска до Соликамска и от Сыктывкара до Кирса.
В Центральной России должна быть учтена потребность в экологическом оздоровлении расселения, структурных сдвигах в крупных городах и агломерациях (Московской, Тульско-Новомосковской, Нижегородской), совершенствовании системы городов – центральных мест, преодолении социальных и экономических проблем многофункциональных городов, использовании исторических городов для туризма, отдыха и лечения.
Таким образом, подход к особенностям того или иного региона должен быть творческим, а не шаблонным. Географические подходы в градостроительстве должны призывать к внимательному выявлению и учёту различий от места к месту в формировании систем расселения.

 

6.5. Направления градостроительной деятельности в России в начале XXI в.

В стратегии и тактике развития России необходимо учитывать следующие моменты:
1) важно преодолеть представление о безграничности земельных и прочих ресурсов страны, допускающих их дальнейшее экстенсивное использование;
2) необходимо учитывать сложившуюся неблагоприятную демографическую ситуацию;
3) учитывать стягивание населения в европейскую часть основной зоны расселения России и прежде всего в западную её часть при значительном сокращении демографического потенциала прочих регионов (рис. 75).
Сеть поселений России, в основном, сложилась. Стратегически важной задачей является создание единой транспортной системы страны. Особое значение для России имеет развитие субширотных транспортных коридоров для усиления взаимосвязи востока и запада страны, а также развитие транспортных осей «север – юг» в европейской части России.
Устойчивое развитие поселений с безопасной средой обитания – одна из важнейших задач развития страны. Для России весьма актуальна проблема реконструкции и модернизации существующего жилищного фонда, инфраструктуры городов и других населённых мест, адаптация планировочной структуры городов, особенно крупных и крупнейших, к лавинообразной автомобилизации.
Крайне сложны проблемы социально-экономического развития и жилищно-коммунального хозяйства в сотнях кризисных городов, среди которых преобладают монофункциональные центры, лишившиеся градообразующей базы, в том числе населённые пункты на Севере.
Россия обладает громадным историко-культурным наследием, ценнейшими рекреационными и туристскими ресурсами. Их сохранению и использованию должно быть придано особое значение.
Среди проблемных ареалов страны особое место занимают приграничные территории, развитие и функционирование которых сопряжено с межгосударственным взаимодействием на фоне меняющейся геополитической обстановки. Среди них особо значимы проблемы заселения и развития южной части Дальневосточного федерального округа.
В настоящее время формируется ряд новых инфраструктурных систем – газопроводов, нефтепроводов, портов, аэропортов, энергетических коммуникаций, международных автомагистралей, включая международные трансконтинентальные направления. Эти коммуникации и системы должны иметь как экологическое, так и градостроительное сопровождение, так как они существенно влияют на территорию на значительных площадях протяжённостью в сотни километров.
Во всех направлениях государственной градостроительной политики важно учитывать существенные региональные различия в особенностях среды обитания, расселения, демографического потенциала, экономико-географического и геополитического положения. Профессиональная оценка особенностей территории, приоритетов и ограничений её развития, характера сопряжённости с ближайшими и более удаленными соседями – основа устойчивого развития территории и безопасного проживания её населения [4].
Устойчивое развитие территории – развитие территорий и поселений при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и её рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений.

Заключение

Для географической науки изучение проблем урбанизации и развития городов имеет исключительно широкое и многоаспектное значение. Города, урбанизированные территории разного таксономического ранга – гигантская арена взаимодействия процессов и проблем, изучаемых практически всеми ветвями географической науки.
Изучение и проектирование городов требуют интеграции подходов и взглядов различных наук, создания урбанистических концепций и гипотез, осмысления города как феномена современного мира, в котором человечеству предстоит решать необычайные по своей сложности и значению социальные, экономические, географические и градостроительные проблемы.
Исследования городов и их систем – одно из средств, важных для формирования мировоззрения географа, представляющего взаимосвязи и взаимодействия разных сфер географии, правильно оценивающего возможности и место географии в изучении сложных интегральных объектов, к числу которых относится и город.


2 комментария:

  1. Гамзатов Гамзат:Государственная градостроительная полити­ка - принятая на государственном уровне система документов, определяющих цели, задачи и приорите­ты градостроительного и территориального развития страны. Государственная градостроительная политика, являясь частью политики государства, подчинена це­лям общественного развития.

    Направлена на:

    1. создание градостроительными средствами среды обитания, благоприятной для жизни и безопасной для здоровья человека, способствующей его физическо­му и духовному развитию;

    2. улучшение условий жиз­недеятельности населения;

    3. развитие социальной, производственной, транспортной и инженерно-техни­ческой инфраструктур;

    4. охрану природных и истори­ко-культурных ценностей;

    5. рациональное использова­ние градостроительных и территориальных ресурсов.

    Реализация государственной градостроительной политики должна быть обязательна для всех субъек­тов градостроительной деятельности, включая орга­ны государственной власти всех уровней. Поэтому важно наличие документа, в котором четко выражена политика государства по формированию и развитию городских и сельских поселений, управлению процес­сами градостроительного развития. Наиболее при­емлемой формой такого документа можно считать доктрину (от лат. doctrina - учение, научная или фило­софская теория, политическая система, руководящие теоретические или политические принципы).

    ОтветитьУдалить
  2. С лекцией ознакомился.
    Студент 3к Керимов Ш.А.

    ОтветитьУдалить