Лекция № 13
Северная зонапо степени суровости или экстремальности природных условий подразделяется градостроителями на три подзоны –тундровую, включающую арктическую пустыню, собственно тундру и лесотундру; таёжную и лесоболотную. Вумеренной зоневыделены две подзоны :лесная(смешанные широколиственные леса) истепная(лесостепь и степь). Вюжной зонеРоссии выделяютсяполупустыни, влажные субтропикиигорный пояс.Особое значение для России имеет учёт особенностейсеверной зоныс её экстремальными условиями и богатейшими ресурсами разнообразных полезных ископаемых, в том числе особо ценных. Это влечёт за собой активное освоение зоны и активную в ней градостроительную деятельность.Суровость природных условийтундровой подзоны, трудности адаптации к этим условиям определяют нежелательность концентрации здесь значительных масс населения. Поэтому у создаваемых здесь городов должна быть «усечённая» функциональная структура, ограниченная лишь необходимыми звеньями, например добычей и обогащением руды. В этих условиях целесообразно шире использовать вахтовые посёлки как наиболее приемлемую форму расселения.Влесоболотной подзонеу городов более развиты функциональная структура, постоянное население и соответствующая социальная и транспортная инфраструктура. Однако и здесь нежелательно развивать переработку добываемого сырья, а формировать градообразующую базу в виде «усечённого» комплекса.Втаёжной подзонеразвиваются опорные центры освоения ресурсных районов, в которых размещаются энергетические и строительные базы, транспортные узлы, перерабатывающие отрасли и разнообразные производства, обслуживающие ресурсные районы, например ремонт техники.Природные условия Севера сильно влияют на планировку и застройку городов. Архитектурно-планировочные решения в городе, расположенном в северной зоне, предусматривают максимальную защиту от неблагоприятного воздействия внешней среды.
Влияние зональных и региональных
особенностей на градостроительную политику.
При учёте влияния
зональных и региональных особенностей заслуживают внимания три группы факторов:1)особенности
природы, степень экстремальности природных условий для жизни людей и их
хозяйственной деятельности;2)наличие исторического наследия, характер
национальных культур, состояние историко-культурных памятников и возможности их
использования;3)народнохозяйственная основа и её территориальная организация,
уровень зрелости, состояние и необходимость изменений в целях улучшения условий
жизни населения и более полного использования имеющегося потенциала.Рассмотрим
действие этих факторов в отношении их влияния на функциональную структуру
городов, их планировку и застройку, общий характер расселения, рисунок сети
городов.1.Влияние особенностей природы на развитие городского расселения. На
территории России отчётливо выражены широтные природные зоны. Разработаны
рекомендации по учёту природно-климатических факторов в градостроительстве на
основе районирования страны по степени их благоприятности для жизни человека.
Территория России делится на три основные зоны (табл.
6):северную,умеренную,южную. Таблица 6. Соотношение между зонами по территории
и населению
Зона |
Территория |
Население |
||
млн км?
|
%
|
млн жителей
|
%
|
|
Северная
|
11,1
|
65
|
10
|
7
|
Умеренная
|
5,7
|
33
|
124
|
87
|
Южная
|
0,2
|
Около 2
|
8
|
6
|
Северная зонапо степени суровости или экстремальности природных условий подразделяется градостроителями на три подзоны –тундровую, включающую арктическую пустыню, собственно тундру и лесотундру; таёжную и лесоболотную. Вумеренной зоневыделены две подзоны :лесная(смешанные широколиственные леса) истепная(лесостепь и степь). Вюжной зонеРоссии выделяютсяполупустыни, влажные субтропикиигорный пояс.Особое значение для России имеет учёт особенностейсеверной зоныс её экстремальными условиями и богатейшими ресурсами разнообразных полезных ископаемых, в том числе особо ценных. Это влечёт за собой активное освоение зоны и активную в ней градостроительную деятельность.Суровость природных условийтундровой подзоны, трудности адаптации к этим условиям определяют нежелательность концентрации здесь значительных масс населения. Поэтому у создаваемых здесь городов должна быть «усечённая» функциональная структура, ограниченная лишь необходимыми звеньями, например добычей и обогащением руды. В этих условиях целесообразно шире использовать вахтовые посёлки как наиболее приемлемую форму расселения.Влесоболотной подзонеу городов более развиты функциональная структура, постоянное население и соответствующая социальная и транспортная инфраструктура. Однако и здесь нежелательно развивать переработку добываемого сырья, а формировать градообразующую базу в виде «усечённого» комплекса.Втаёжной подзонеразвиваются опорные центры освоения ресурсных районов, в которых размещаются энергетические и строительные базы, транспортные узлы, перерабатывающие отрасли и разнообразные производства, обслуживающие ресурсные районы, например ремонт техники.Природные условия Севера сильно влияют на планировку и застройку городов. Архитектурно-планировочные решения в городе, расположенном в северной зоне, предусматривают максимальную защиту от неблагоприятного воздействия внешней среды.
Суровость природного
окружения должна компенсироваться созданиемгородской средыповышенного качества.
Наибольшей эффективности планировочные средства защиты достигают при территориальной
компактности города: сокращении размеров селитебной территории, сближении
функциональных зон, повышении плотности и этажности застройки, максимальном
использовании неудобных земель.В условияхтундровой подзоны особое внимание
уделяется максимальной защите поселений от неблагоприятного воздействия ветров
и метелей. Этому способствует создание максимально компактной застройки и
замкнутой планировочной структуры. Плану города придаётся обтекаемая или
линейная конфигурация, вытянутая в направлении наибольшего снегопереноса.
Основные магистральные улицы ориентируются в направлении снеговетрового потока,
а протяжённость перпендикулярных ему улиц следует сокращать. По наветренному
фронту поселения рекомендуется устраивать барьеры сплошной застройки из домов
повышенной этажности. В южной зоне России наблюдается своеобразие условий в
каждой из трёх подзон –полупустынной, горнойивлажных субтропиков .Вполупустыняхцель
основных градостроительных мероприятий – снижение перегрева в тёплый период
года. Там, где часты холодные зимние ветры и пыльные бури, организуется
дополнительная ветрозащита. Вокруг городов создаются пригородные зоны,
формируется зелёный пояс, в который включаются сельскохозяйственные угодья,
водные поверхности и зелёные массивы. Планировочная структура должна создавать
оптимальные условия для проветривания.
Это достигается
организацией сети городских магистралей, улиц, площадей, озеленённых
пространств и открытых водных поверхностей в единую вентиляционную систему.
Транспортная сеть имеет открытую структуру, включающую бульвары и магистрали,
которые трассируются в направлении господствующих ветров.Вгорных районахпри
выборе участков под застройку необходимо учитывать ширину, глубину и
направление горных долин. Предпочтительны широкие долины, ориентированные на юг
и восток, наиболее благоприятные в отношении инсоляции. Более комфортными
условиями характеризуются участки, расположенные выше 1000 м над уровнем моря,
так как глубокие и узкие долины плохо прогреваются солнцем.
В горах строительство
затруднено вследствие сильно пересечённого рельефа, высокой сейсмичности, малой
лесистости, развития эрозии. Русла рек в долинах и предгорьях селеопасны, на
склонах с выходом коренных пород случаются камнепады. В узких крутых долинах
зимой возможны сходы снежных лавин. Здесь должны предусматриваться специальные
устройства, защищающие от селей, камнепадов и снежных лавин. Во влажных
субтропиках градостроительными средствами обеспечивается аэрация территории для
снижения тепловых нагрузок, возникающих из-за повышенной температуры и
влажности воздуха.
Здесь предпочтительна
линейно-полосовидная структура города. Направление основных улиц целесообразно
совмещать с направлениями господствующих ветров.2.Историческое наследие в
регионах. Районы России заметно различаются по «возрасту» своих городов, по
доле старинных городов, хранящих значительное, иногда бесценное
историко-культурное наследие.Исторические города – особый объект
градостроительного регулирования. В них очень важно сохранить, как мы уже
отмечали, не только выдающиеся памятники зодчества, но и историческую среду,
особенности древней планировки, сеть улиц, архитектурные ансамбли и их
органическую связь с ландшафтом. Это легче сделать в малом городе, и очень
трудно в крупном центре.
Очень взвешенно должен решаться вопрос о формировании градообразующей базы исторических городов, о введении в них новых объектов промышленности. Необходимо, чтобы при этом соблюдались самые строгие экологические требования, чтобы промышленные выбросы и стоки не оказывали губительного действия на творения зодчества.Сохранению исторического облика способствовало бы строительство типов домов, разработанных с учётом своеобразия данного города, традиций его населения, вписывающихся в существующую застройку.
Очень взвешенно должен решаться вопрос о формировании градообразующей базы исторических городов, о введении в них новых объектов промышленности. Необходимо, чтобы при этом соблюдались самые строгие экологические требования, чтобы промышленные выбросы и стоки не оказывали губительного действия на творения зодчества.Сохранению исторического облика способствовало бы строительство типов домов, разработанных с учётом своеобразия данного города, традиций его населения, вписывающихся в существующую застройку.
Примером удачного
архитектурного и планировочного решения может служить туристический центр в
Суздале (рис. 74). Хотя в городах сосредоточена наибольшая часть
историко-культурного наследия, но и вне их существует множество ценных
историко-культурных достопримечательностей. Это и исчезнувшие города, и
монастыри, роль которых была особенно велика на Европейском Севере, и усадьбы –
«дворянские гнёзда», и центры кустарных народных промыслов. Все они заслуживают
бережного отношения, иногда возрождения, в других случаях – консервации. В
схемахрайонной планировки, особенно в планировке пригородных зон следует
предусмотреть формирование историко-культурного каркаса, который призван играть
роль одной из основ территориального устройства регионов.3. Особенности
отраслевой и территориальной структур хозяйства. В каждом регионе складывается
присущее ему сочетание отраслей и видов деятельности, обусловленное
географическим положением, природными и демографическими ресурсами,
производственным, научно-техническим, инфраструктурным и интеллектуальным потенциалом.
От сочетания ресурсов и условий зависит сочетание отраслей.
Учитывая это, можно
ожидать возникновения городов определённого профиля и типа, закономерных для
данного района. Территориально-урбанистическая структура хозяйства также
формируется в соответствии с логикой территориального развития под влиянием
географического положения, территориальной структуры природных ресурсов,
общероссийской транспортной инфраструктуры. В итоге возникает потребность в
экономических узлах – опорных центрах и экономических линиях – осях развития.Учёт
особенностей территориальной структуры хозяйства и расселения, прежде всего,
основывается на понимании закономерностей территориального развития,
представлениях об эволюции расселения, закономерно сменяющихся стадиях эволюции.
В регионах нового экономического освоения можно предположить наиболее вероятные пути достройки складывающейся территориальной структуры хозяйства и на её основе расселения.
В регионах нового экономического освоения можно предположить наиболее вероятные пути достройки складывающейся территориальной структуры хозяйства и на её основе расселения.
В районах
староосвоенных с развитой сетью городов и сформировавшимся отраслевым
комплексом резче проявляются недостатки, острее структурные, экологические,
демографические проблемы. Градостроительные мероприятия в районах такого типа
ориентируются на устранение недостатков, на совершенствование сложившегося
расселения.Проблемами расселения повсеместно являются регулирование роста
крупных городов, активизация городов малых и средних, укрепление среднего звена
в иерархии городов – центральных мест, формированиеагломераций. В каждом районе
эти проблемы приобретают специфическую региональную окраску, разные акценты.Вюжной
полосе Западной Сибири(кроме Кузбасса) и вЦентральном Черноземье, где уже
обозначилась сеть основных крупных центров, целесообразно
формированиеагломераций. Это позволит полнее использовать потенциал
Новосибирска, Омска, Барнаула, Тюмени, Томска, Воронежа и одновременно
«разгрузить» их от чрезмерно сконцентрированной промышленности. Желательно
развитие систем спутников вокруг крупных центров. В результате возрастёт
экономическая эффективность использования потенциала городов, улучшится их
экологическая ситуация, и они смогут стать базами активизации малых и средних
городов района.В районахюжной части Дальнего Востока, где сеть городских
поселений начала формироваться сравнительно недавно, необходимо увеличить число
опорных центров, полнее реализовать предпосылки развития, созданные сооружением
новых транспортных магистралей (БАМ и малый БАМ), и учитывать в перспективе
предпосылки развития городов и их систем, которые будут созданы новыми
магистралями и портами.НаЕвропейском Севере, где развиваются ресурсные города
нового этапа освоения, необходима рационализация территориальной структуры
хозяйства, что повлечёт за собой и определённые сдвиги в расселении. Речь идёт
о взаимодействии северной ресурсной полосы и южной базовой, формирующейся
примерно по линии Вологда – Котлас – Сыктывкар. В будущем к базовой полосе
подключаются Вятка и Пермь с их окружением. Это потребует строительства
субмеридиональных железных дорог от Троицко-Печорска до Соликамска и от
Сыктывкара до Кирса.
В Центральной
Россиидолжна быть учтена потребность в экологическом оздоровлении расселения,
структурных сдвигах в крупных городах и агломерациях (Московской,
Тульско-Новомосковской, Нижегородской), совершенствовании системы городов –
центральных мест, преодолении социальных и экономических проблем
многофункциональных городов, использовании исторических городов для туризма,
отдыха и лечения.Таким образом, подход к особенностям того или иного региона
должен быть творческим, а не шаблонным. Географические подходы в
градостроительстве должны призывать к внимательному выявлению и учёту различий
от места к месту в формированиисистем расселения.
В стратегии и
тактике развития России необходимо учитывать следующие моменты:1)важно
преодолеть представление о безграничности земельных и прочих ресурсов страны,
допускающих их дальнейшее экстенсивное использование;2)необходимо учитывать
сложившуюся неблагоприятную демографическую ситуацию;3)учитывать стягивание
населения в европейскую часть основной зоны расселения России и прежде всего в
западную её часть при значительном сокращении демографического потенциала
прочих регионов (рис. 75).Сеть поселенийРоссии, в основном, сложилась.
Стратегически важной задачей является создание единой транспортной системы
страны. Особое значение для России имеет развитие субширотных транспортных
коридоров для усиления взаимосвязи востока и запада страны, а также развитие
транспортных осей «север – юг» в европейской части России.Устойчивое развитие
поселений с безопасной средой обитания – одна из важнейших задач развития
страны. Для России весьма актуальна проблема реконструкции и модернизации
существующего жилищного фонда, инфраструктуры городов и других населённых мест,
адаптация планировочной структуры городов, особенно крупных и крупнейших, к
лавинообразной автомобилизации.
Крайне сложны проблемы
социально-экономического развития и жилищно-коммунального хозяйства в сотнях
кризисных городов, среди которых преобладают монофункциональные центры,
лишившиеся градообразующей базы, в том числе населённые пункты на Севере.Россия
обладает громадным историко-культурным наследием, ценнейшими рекреационными и
туристскими ресурсами. Их сохранению и использованию должно быть придано особое
значение.
Среди проблемных
ареалов страны особое место занимают приграничные территории, развитие и
функционирование которых сопряжено с межгосударственным взаимодействием на фоне
меняющейся геополитической обстановки. Среди них особо значимы проблемы
заселения и развития южной части Дальневосточного федерального округа.В
настоящее время формируется ряд новых инфраструктурных систем – газопроводов,
нефтепроводов, портов, аэропортов, энергетических коммуникаций, международных
автомагистралей, включая международные трансконтинентальные направления. Эти
коммуникации и системы должны иметь как экологическое, так и градостроительное
сопровождение, так как они существенно влияют на территорию на значительных
площадях протяжённостью в сотни километров.Во всех направлениях
государственнойградостроительной политикиважно учитывать существенные
региональные различия в особенностях среды обитания, расселения,
демографического потенциала, экономико-географического и геополитического
положения. Профессиональная оценка особенностей территории, приоритетов и
ограничений её развития, характера сопряжённости с ближайшими и более
удаленными соседями – основаустойчивого развития территориии безопасного
проживания её населения .Устойчивое развитие территории– развитие территорий и
поселений при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения
градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том
числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую природную среду и её рациональное использование в интересах настоящего
и будущего поколений.
Для географической науки изучение проблем
урбанизации и развития городов имеет исключительно широкое и многоаспектное
значение. Города, урбанизированные территории разного таксономического ранга –
гигантская арена взаимодействия процессов и проблем, изучаемых практически
всеми ветвями географической науки.
Изучение и
проектирование городов требуют интеграции подходов и взглядов различных наук,
создания урбанистических концепций и гипотез, осмысления города как феномена современного
мира, в котором человечеству предстоит решать необычайные по своей сложности и
значению социальные, экономические, географические и градостроительные
проблемы.Исследования городов и их систем – одно из средств, важных для
формирования мировоззрения географа, представляющего взаимосвязи и
взаимодействия разных сфер географии, правильно оценивающего возможности и
место географии в изучении сложных интегральных объектов, к числу которых
относится и город
Комментариев нет:
Отправить комментарий