Лекция № 13

Лекция № 13

Влияние зональных и региональных особенностей на градостроительную политику.
При учёте влияния зональных и региональных особенностей заслуживают внимания три группы факторов:1)особенности природы, степень экстремальности природных условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности;2)наличие исторического наследия, характер национальных культур, состояние историко-культурных памятников и возможности их использования;3)народнохозяйственная основа и её территориальная организация, уровень зрелости, состояние и необходимость изменений в целях улучшения условий жизни населения и более полного использования имеющегося потенциала.Рассмотрим действие этих факторов в отношении их влияния на функциональную структуру городов, их планировку и застройку, общий характер расселения, рисунок сети городов.1.Влияние особенностей природы на развитие городского расселения. На территории России отчётливо выражены широтные природные зоны. Разработаны рекомендации по учёту природно-климатических факторов в градостроительстве на основе районирования страны по степени их благоприятности для жизни человека. Территория России делится на три основные зоны (табл. 6):северную,умеренную,южную. Таблица 6. Соотношение между зонами по территории и населению

Зона

Территория

Население
млн км?
%
млн жителей
%
Северная
11,1
65
10
7
Умеренная
5,7
33
124
87
Южная
0,2
Около 2
8
6

Северная зонапо степени суровости или экстремальности природных условий подразделяется градостроителями на три подзоны –тундровую, включающую арктическую пустыню, собственно тундру и лесотундру; таёжную и лесоболотную. Вумеренной зоневыделены две подзоны :лесная(смешанные широколиственные леса) истепная(лесостепь и степь). Вюжной зонеРоссии выделяютсяполупустыни, влажные субтропикиигорный пояс.Особое значение для России имеет учёт особенностейсеверной зоныс её экстремальными условиями и богатейшими ресурсами разнообразных полезных ископаемых, в том числе особо ценных. Это влечёт за собой активное освоение зоны и активную в ней градостроительную деятельность.Суровость природных условийтундровой подзоны, трудности адаптации к этим условиям определяют нежелательность концентрации здесь значительных масс населения. Поэтому у создаваемых здесь городов должна быть «усечённая» функциональная структура, ограниченная лишь необходимыми звеньями, например добычей и обогащением руды. В этих условиях целесообразно шире использовать вахтовые посёлки как наиболее приемлемую форму расселения.Влесоболотной подзонеу городов более развиты функциональная структура, постоянное население и соответствующая социальная и транспортная инфраструктура. Однако и здесь нежелательно развивать переработку добываемого сырья, а формировать градообразующую базу в виде «усечённого» комплекса.Втаёжной подзонеразвиваются опорные центры освоения ресурсных районов, в которых размещаются энергетические и строительные базы, транспортные узлы, перерабатывающие отрасли и разнообразные производства, обслуживающие ресурсные районы, например ремонт техники.Природные условия Севера сильно влияют на планировку и застройку городов. Архитектурно-планировочные решения в городе, расположенном в северной зоне, предусматривают максимальную защиту от неблагоприятного воздействия внешней среды.
Суровость природного окружения должна компенсироваться созданиемгородской средыповышенного качества. Наибольшей эффективности планировочные средства защиты достигают при территориальной компактности города: сокращении размеров селитебной территории, сближении функциональных зон, повышении плотности и этажности застройки, максимальном использовании неудобных земель.В условияхтундровой подзоны особое внимание уделяется максимальной защите поселений от неблагоприятного воздействия ветров и метелей. Этому способствует создание максимально компактной застройки и замкнутой планировочной структуры. Плану города придаётся обтекаемая или линейная конфигурация, вытянутая в направлении наибольшего снегопереноса. Основные магистральные улицы ориентируются в направлении снеговетрового потока, а протяжённость перпендикулярных ему улиц следует сокращать. По наветренному фронту поселения рекомендуется устраивать барьеры сплошной застройки из домов повышенной этажности. В южной зоне России наблюдается своеобразие условий в каждой из трёх подзон –полупустынной, горнойивлажных субтропиков .Вполупустыняхцель основных градостроительных мероприятий – снижение перегрева в тёплый период года. Там, где часты холодные зимние ветры и пыльные бури, организуется дополнительная ветрозащита. Вокруг городов создаются пригородные зоны, формируется зелёный пояс, в который включаются сельскохозяйственные угодья, водные поверхности и зелёные массивы. Планировочная структура должна создавать оптимальные условия для проветривания.
Это достигается организацией сети городских магистралей, улиц, площадей, озеленённых пространств и открытых водных поверхностей в единую вентиляционную систему. Транспортная сеть имеет открытую структуру, включающую бульвары и магистрали, которые трассируются в направлении господствующих ветров.Вгорных районахпри выборе участков под застройку необходимо учитывать ширину, глубину и направление горных долин. Предпочтительны широкие долины, ориентированные на юг и восток, наиболее благоприятные в отношении инсоляции. Более комфортными условиями характеризуются участки, расположенные выше 1000 м над уровнем моря, так как глубокие и узкие долины плохо прогреваются солнцем.
В горах строительство затруднено вследствие сильно пересечённого рельефа, высокой сейсмичности, малой лесистости, развития эрозии. Русла рек в долинах и предгорьях селеопасны, на склонах с выходом коренных пород случаются камнепады. В узких крутых долинах зимой возможны сходы снежных лавин. Здесь должны предусматриваться специальные устройства, защищающие от селей, камнепадов и снежных лавин. Во влажных субтропиках градостроительными средствами обеспечивается аэрация территории для снижения тепловых нагрузок, возникающих из-за повышенной температуры и влажности воздуха.
Здесь предпочтительна линейно-полосовидная структура города. Направление основных улиц целесообразно совмещать с направлениями господствующих ветров.2.Историческое наследие в регионах. Районы России заметно различаются по «возрасту» своих городов, по доле старинных городов, хранящих значительное, иногда бесценное историко-культурное наследие.Исторические города – особый объект градостроительного регулирования. В них очень важно сохранить, как мы уже отмечали, не только выдающиеся памятники зодчества, но и историческую среду, особенности древней планировки, сеть улиц, архитектурные ансамбли и их органическую связь с ландшафтом. Это легче сделать в малом городе, и очень трудно в крупном центре.
Очень взвешенно должен решаться вопрос о формировании градообразующей базы исторических городов, о введении в них новых объектов промышленности. Необходимо, чтобы при этом соблюдались самые строгие экологические требования, чтобы промышленные выбросы и стоки не оказывали губительного действия на творения зодчества.Сохранению исторического облика способствовало бы строительство типов домов, разработанных с учётом своеобразия данного города, традиций его населения, вписывающихся в существующую застройку.
Примером удачного архитектурного и планировочного решения может служить туристический центр в Суздале (рис. 74). Хотя в городах сосредоточена наибольшая часть историко-культурного наследия, но и вне их существует множество ценных историко-культурных достопримечательностей. Это и исчезнувшие города, и монастыри, роль которых была особенно велика на Европейском Севере, и усадьбы – «дворянские гнёзда», и центры кустарных народных промыслов. Все они заслуживают бережного отношения, иногда возрождения, в других случаях – консервации. В схемахрайонной планировки, особенно в планировке пригородных зон следует предусмотреть формирование историко-культурного каркаса, который призван играть роль одной из основ территориального устройства регионов.3. Особенности отраслевой и территориальной структур хозяйства. В каждом регионе складывается присущее ему сочетание отраслей и видов деятельности, обусловленное географическим положением, природными и демографическими ресурсами, производственным, научно-техническим, инфраструктурным и интеллектуальным потенциалом. От сочетания ресурсов и условий зависит сочетание отраслей.
Учитывая это, можно ожидать возникновения городов определённого профиля и типа, закономерных для данного района. Территориально-урбанистическая структура хозяйства также формируется в соответствии с логикой территориального развития под влиянием географического положения, территориальной структуры природных ресурсов, общероссийской транспортной инфраструктуры. В итоге возникает потребность в экономических узлах – опорных центрах и экономических линиях – осях развития.Учёт особенностей территориальной структуры хозяйства и расселения, прежде всего, основывается на понимании закономерностей территориального развития, представлениях об эволюции расселения, закономерно сменяющихся стадиях эволюции.
В регионах нового экономического освоения можно предположить наиболее вероятные пути достройки складывающейся территориальной структуры хозяйства и на её основе расселения.
В районах староосвоенных с развитой сетью городов и сформировавшимся отраслевым комплексом резче проявляются недостатки, острее структурные, экологические, демографические проблемы. Градостроительные мероприятия в районах такого типа ориентируются на устранение недостатков, на совершенствование сложившегося расселения.Проблемами расселения повсеместно являются регулирование роста крупных городов, активизация городов малых и средних, укрепление среднего звена в иерархии городов – центральных мест, формированиеагломераций. В каждом районе эти проблемы приобретают специфическую региональную окраску, разные акценты.Вюжной полосе Западной Сибири(кроме Кузбасса) и вЦентральном Черноземье, где уже обозначилась сеть основных крупных центров, целесообразно формированиеагломераций. Это позволит полнее использовать потенциал Новосибирска, Омска, Барнаула, Тюмени, Томска, Воронежа и одновременно «разгрузить» их от чрезмерно сконцентрированной промышленности. Желательно развитие систем спутников вокруг крупных центров. В результате возрастёт экономическая эффективность использования потенциала городов, улучшится их экологическая ситуация, и они смогут стать базами активизации малых и средних городов района.В районахюжной части Дальнего Востока, где сеть городских поселений начала формироваться сравнительно недавно, необходимо увеличить число опорных центров, полнее реализовать предпосылки развития, созданные сооружением новых транспортных магистралей (БАМ и малый БАМ), и учитывать в перспективе предпосылки развития городов и их систем, которые будут созданы новыми магистралями и портами.НаЕвропейском Севере, где развиваются ресурсные города нового этапа освоения, необходима рационализация территориальной структуры хозяйства, что повлечёт за собой и определённые сдвиги в расселении. Речь идёт о взаимодействии северной ресурсной полосы и южной базовой, формирующейся примерно по линии Вологда – Котлас – Сыктывкар. В будущем к базовой полосе подключаются Вятка и Пермь с их окружением. Это потребует строительства субмеридиональных железных дорог от Троицко-Печорска до Соликамска и от Сыктывкара до Кирса.
В Центральной Россиидолжна быть учтена потребность в экологическом оздоровлении расселения, структурных сдвигах в крупных городах и агломерациях (Московской, Тульско-Новомосковской, Нижегородской), совершенствовании системы городов – центральных мест, преодолении социальных и экономических проблем многофункциональных городов, использовании исторических городов для туризма, отдыха и лечения.Таким образом, подход к особенностям того или иного региона должен быть творческим, а не шаблонным. Географические подходы в градостроительстве должны призывать к внимательному выявлению и учёту различий от места к месту в формированиисистем расселения.
 В стратегии и тактике развития России необходимо учитывать следующие моменты:1)важно преодолеть представление о безграничности земельных и прочих ресурсов страны, допускающих их дальнейшее экстенсивное использование;2)необходимо учитывать сложившуюся неблагоприятную демографическую ситуацию;3)учитывать стягивание населения в европейскую часть основной зоны расселения России и прежде всего в западную её часть при значительном сокращении демографического потенциала прочих регионов (рис. 75).Сеть поселенийРоссии, в основном, сложилась. Стратегически важной задачей является создание единой транспортной системы страны. Особое значение для России имеет развитие субширотных транспортных коридоров для усиления взаимосвязи востока и запада страны, а также развитие транспортных осей «север – юг» в европейской части России.Устойчивое развитие поселений с безопасной средой обитания – одна из важнейших задач развития страны. Для России весьма актуальна проблема реконструкции и модернизации существующего жилищного фонда, инфраструктуры городов и других населённых мест, адаптация планировочной структуры городов, особенно крупных и крупнейших, к лавинообразной автомобилизации.
Крайне сложны проблемы социально-экономического развития и жилищно-коммунального хозяйства в сотнях кризисных городов, среди которых преобладают монофункциональные центры, лишившиеся градообразующей базы, в том числе населённые пункты на Севере.Россия обладает громадным историко-культурным наследием, ценнейшими рекреационными и туристскими ресурсами. Их сохранению и использованию должно быть придано особое значение.
Среди проблемных ареалов страны особое место занимают приграничные территории, развитие и функционирование которых сопряжено с межгосударственным взаимодействием на фоне меняющейся геополитической обстановки. Среди них особо значимы проблемы заселения и развития южной части Дальневосточного федерального округа.В настоящее время формируется ряд новых инфраструктурных систем – газопроводов, нефтепроводов, портов, аэропортов, энергетических коммуникаций, международных автомагистралей, включая международные трансконтинентальные направления. Эти коммуникации и системы должны иметь как экологическое, так и градостроительное сопровождение, так как они существенно влияют на территорию на значительных площадях протяжённостью в сотни километров.Во всех направлениях государственнойградостроительной политикиважно учитывать существенные региональные различия в особенностях среды обитания, расселения, демографического потенциала, экономико-географического и геополитического положения. Профессиональная оценка особенностей территории, приоритетов и ограничений её развития, характера сопряжённости с ближайшими и более удаленными соседями – основаустойчивого развития территориии безопасного проживания её населения .Устойчивое развитие территории– развитие территорий и поселений при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и её рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений.
 Для географической науки изучение проблем урбанизации и развития городов имеет исключительно широкое и многоаспектное значение. Города, урбанизированные территории разного таксономического ранга – гигантская арена взаимодействия процессов и проблем, изучаемых практически всеми ветвями географической науки.
Изучение и проектирование городов требуют интеграции подходов и взглядов различных наук, создания урбанистических концепций и гипотез, осмысления города как феномена современного мира, в котором человечеству предстоит решать необычайные по своей сложности и значению социальные, экономические, географические и градостроительные проблемы.Исследования городов и их систем – одно из средств, важных для формирования мировоззрения географа, представляющего взаимосвязи и взаимодействия разных сфер географии, правильно оценивающего возможности и место географии в изучении сложных интегральных объектов, к числу которых относится и город


Комментариев нет:

Отправить комментарий