Лекция
9. Проблемы использования подземного пространства городов.
Использование
подземного пространства городов.
В
условиях современных городов во многих случаях целесообразно их многоуровневое
развитие, включающее широкое использование подземного пространства.
Подземное
пространство города — пространство под дневной поверхностью земли, используемое
для преодоления расширения города, новых концепций создания и сохранения
естественной среды обитания, достижения приоритетов эколого-экономического благополучия
и устойчивого развития, создания условий жизнедеятельности людей в
экстремальных условиях. Подземное пространство города включает: подземные
транспортные сооружения, размещение промышленных предприятий и предприятий
обслуживания населения, подземные городские сети и сооружения инженерного
оборудования, сооружения специального назначения. Комплексное освоение
подземного пространства характерно для крупных городов и городов-мегаполисов, в
основном, в зонах общегородского центра и центрах муниципальных районов, в
зонах наиболее важных транспортных узлов и пересечений, на территориях
промышленного и коммунально-складского назначения. Комплексное освоение
подземного пространства способствует рациональному использованию наземной
территории, в том числе:
·
строительство зданий и сооружений в условиях стеснённой городской застройки;
·
сохранение территории зелёных зон и мест отдыха, устройство в сложившейся
застройке озеленённых и благоустроенных участков;
·
повышение художественно-эстетических качеств городской среды, сохранение
исторически ценной территории, сохранение и восстановление уникальных объектов
ландшафтной архитектуры;
·
улучшение доступности наиболее важных объектов городского значения и мест
трудовой деятельности горожан;
·
экономия времени улучшение транспортного обслуживания, повышение безопасности
движения, снижение уличных шумов;
·
сокращение длины инженерных коммуникаций;
·
защита населения в периоды возможных природных и техногенных аварий и
катастроф.
Подземными
называют сооружения, главные части которых расположены под землей по
эксплуатационным соображениям. По своему назначению подземные сооружения
подразделяют на:
·
транспортные (пешеходные, автотранспортные и железнодорожные тоннели,
метрополитены, автостоянки и т.д.);
·
промышленные (корпуса первичного дробления руды, скиповые ямы доменных цехов,
подземные части бункерных эстакад, установок грануляции шлаков, непрерывной
разливки стали и проч.);
·
энергетические (подземные комплексы ГЭС, ГАЭС и АЭС, шинные и кабельные тоннели
и шахты, энергетические водоводы, низовые бассейны ГАЭС и проч.);
·
хранилища (нефти, газа, вредных и радиоактивных отходов, холодильники);
·
общественные (предприятия коммунально-бытового обслуживания, торговли и
общественного питания, складские, спортивные и зрелищные сооружения и т.д.);
·
инженерные (тоннели и коллекторы тепло-, газо-, электросетей и водопровода,
бензопроводы между автозаправочными станциями, очистные, перекачные и
водозаборные сооружения и т.д.);
·
специального и научного назначения (ускорители заряженных частиц, тоннели для
аэродинамических испытаний, подземные заводы, объекты обороны, сооружения
гражданской обороны).
Среди
большого количества объектов подземной инфраструктуры наиболее существенная
роль отводится системам и сооружениям транспортного назначения, среди которых:
·
объекты городского скоростного внеуличного пассажирского рельсового транспорта
(метрополитен, скоростной трамвай, городская железная дорога);
·
пересечения городских улиц и дорог в разных уровнях, транспортные тоннели, подводные
тоннели и подземные пешеходные переходы;
·
объекты, связанные с хранением и обслуживанием автомобильного транспорта
(гаражи для постоянного хранения автотранспорта, гостевые
автостоянки-паркинги);
·
многофункциональные, многоуровневые объекты и комплексы, связанные с наземными
зданиями и сооружениями транспортного назначения (вокзалы, торговые центры,
станции метро).
Использование
подземных сооружений позволяет пересмотреть структуру городов и разгрузить их,
избавив от промышленных и складских объектов, хранилищ и транспортных
магистралей (Конюхов, 2004).
В
последние годы в подземном пространстве городов размещают многоярусные
многофункциональные комплексы объектов культурно-бытового обслуживания
населения и инженерного обеспечения современного города. В состав подземных
комплексов включают предприятия торговли, общественного питания и бытового
обслуживания, складские помещения, транспортные и инженерные коммуникации. В
зависимости от конкретных условий, подземные комплексы могут иметь от 2 до 6 ярусов.
Площадь отдельных ярусов и их высоту устанавливают в зависимости от назначения
подземного объекта. Для перемещения людей внутри комплекса, в ряде случаев,
предусматривают эскалаторы и лифты. Многоярусные подземные объекты имеют
дневное освещение через атриумы различных конструкций в различных комбинациях с
искусственным освещением, цветную отделку. Нередко при их оформлении
используются натуральные материалы. Системы транспорта и подъёма обеспечивают
перемещение посетителей и обслуживающего персонала внутри комплекса. Отдельное
внимание при проектировании многофункциональных подземных комплексов,
предназначенных для постоянного присутствия неограниченного числа людей,
уделяется созданию комплексных, многоуровневых систем безопасности.
Общих
правил создания подземных комплексов в настоящее время не существует. Каждое
конкретное решение уникально и, в значительной степени, определяется местными
условиями и генеральным планом развития города. Однако, основываясь на
многочисленных примерах проектирования и строительства многофункциональных
подземных комплексов как в нашей стране, так и за рубежом, можно рекомендовать
следующее размещение объектов, входящих в комплекс, по глубине:
· первый
от дневной поверхности уровень — входы и выходы, подземные
пешеходные переходы, предприятия торговли, обслуживания, общественного питания,
культурно-досуговые центры, т.е. постоянно эксплуатируемые и посещаемые
неограниченным количеством людей объекты;
· второй
уровень — пешеходные переходы, станции метрополитена и пригородной
железной дороги, автостоянки и т.п., кратковременно используемые неограниченным
количеством людей;
· третий
уровень — складские помещения, разгрузочные площадки, устройства
жизнеобеспечения и нормального функционирования комплекса с постоянным присутствием
ограниченного количества обслуживающего персонала;
· четвёртый
уровень — инженерные коммуникации, эксплуатируемые без постоянного
присутствия человека.
Размещение
под землей подземных сооружений спортивного и зрелищного назначения обычно
связано с решением определенных градостроительных, экономических и социальных
задач. Под землей могут устраиваться бассейны, ледовые площадки, беговые
дорожки, залы лёгкой атлетики, театры, киноконцертные, демонстрационные,
игровые и видео залы, художественные галереи и другие комплексные спортивные и
зрелищные сооружения, при этом в подземных условиях стараются размещать такие
спортивные и досуговые объекты, которые функционируют по 12—14 часов в сутки и
их работа не сопровождается длительным пребыванием посетителей или их большими
скоплениями.
Несмотря
на то, что современные конструкции и методы ведения работ позволяют возводить
крупные подземные выработки, для размещения спортивных и зрелищных сооружений
стараются использовать наиболее простые решения, позволяющие максимально
использовать несущую способность вмещающего массива. При этом все спортивные и
культурно-бытовые подземные сооружения должны быть запроектированы таким
образом, чтобы, в случае необходимости, они могли быть оперативно
переоборудованы в убежища и противорадиационные укрытия (Конюхов, 2004).
Подземные
инженерные сети, прокладываемые в городах, по характеру их использования
подразделяются на магистральные и уличные, внутриквартальные и дворовые.
Магистральные и уличные трубопроводы больших диаметров - водоводы,
водопроводные и канализационные линии и коллекторы, теплопроводы газопроводы,
сети электроснабжения. Внутриквартальные и дворовые сети представлены в
основном разводящими сетями и вводами в здания. Инженерные подземные сети и
связанные с ними сооружения территории микрорайонов, подразделяют на
трубопроводы, кабели электрических сетей высокого, среднего и низкого
напряжения. В ряде случаев инженерные коммуникации микрорайонов размещаются
совместно.
В
настоящее время всё большее внимание в планировке и застройке крупных городов и
городов-мегаполисов уделяется комплексному освоению и использованию подземного
пространства. Комплексное освоение и использование подземного пространства — размещение
под землёй групп объектов и сооружений, в основном предназначенных для решения
следующих проблем: пропуска транспорта и прокладки инженерных коммуникаций,
временного и постоянного хранения автотранспорта, объектов инженерного и
коммунального обслуживания города, предприятий торговли и т.п. Концепция
комплексного освоения подземного пространства подразумевает создание единой
взаимосвязанной пространственной системы надземных, наземных и подземных
объектов, что позволяет более рационально использовать городскую территорию для
размещения различных функциональных зон и наиболее оптимально организовать
транспортную систему, связывающую эти зоны. Такие решения улучшают условия
проживания и передвижения людей путём разобщения транспортных и пешеходных
потоков, изолируют пешеходов от шума и загрязненного воздуха, повышают уровень
культурно-бытового обслуживания населения. Одним из наиболее важных аспектов
использования подземного пространства является внутреннее оформление помещений,
в которых предполагается постоянное присутствие людей. Отсутствие дневного
света и природных звуков, специфичное оформление выводных коммуникаций, сам
факт нахождения под землёй (в особенности — длительного) увеличивают утомление
и вредно сказываются на организме человека. С целью создания комфортной среды
пребывания используются соответствующий дизайн помещений, специальные системы
освещения и кондиционирования. Примером комплексного освоения подземного
пространства является торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд» в г. Москве
(Конюхов, 2004).
При
строительстве подземных сооружений необходимо проводить всесторонний учет их
влияния на окружающую среду. Проблемы экологии подземного строительства связаны
с разработкой мероприятий по предотвращению возможных негативных последствий
строительства (предотвращение просадок зданий и нарушений гидрогеологического
режима), выявлением опасных для строительства зон; применением экологически
эффективных технологий освоения подземного пространства; строительством
подземных сооружений нового поколения, максимально комфортных и безопасных для
людей. Кроме того при подземном строительстве необходимо предусмотреть защиту
подземных выработок и помещений от повышенных концентраций радона путем
вентилирования и снижение или предотвращение рисков возникновения аварийных
ситуаций на подземных объектах. В целом, расчеты по совокупности
социально-экономических, инженерно-экономических и градостроительных факторов
показывают высокую эффективность использования подземного пространства городов:
дополнительные капитальные вложения окупаются за 7—8 лет, что соответствует действующим
нормативам их эффективности. Научные и проектные разработки по Москве,
Новосибирску и другим городам подтверждают реальность и целесообразность
использования в широких масштабах подземного пространства городов.
Литература
1.
Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). - М., Высшая школа, 1991. -319
с.
2.
Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: Учебное
пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999. -232 с.
3.
Вагин В.В. Городская социология: учебное пособие для муниципальных управляющих.
- М.: МОНФ, 2000. -79 с.
4.
Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина З.Н. Город и ландшафт: (проблемы,
конструктивные задачи и решения). - М.: Мысль, 1986. -238 с.
5.
Конюхов Д.С. Использование подземного пространства. Учеб. пособие для вузов. -
М.: Архитектура-С, 2004. — 296 с
6.
Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт. Аналитический
вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. 25 (277).
Комментариев нет:
Отправить комментарий