Лекция № 9


 Лекция 9. Проблемы использования подземного пространства городов.

Использование подземного пространства городов.
В условиях современных городов во многих случаях целесообразно их многоуровневое развитие, включающее широкое использование подземного пространства.
Подземное пространство города — пространство под дневной поверхностью земли, используемое для преодоления расширения города, новых концепций создания и сохранения естественной среды обитания, достижения приоритетов эколого-экономического благополучия и устойчивого развития, создания условий жизнедеятельности людей в экстремальных условиях. Подземное пространство города включает: подземные транспортные сооружения, размещение промышленных предприятий и предприятий обслуживания населения, подземные городские сети и сооружения инженерного оборудования, сооружения специального назначения. Комплексное освоение подземного пространства характерно для крупных городов и городов-мегаполисов, в основном, в зонах общегородского центра и центрах муниципальных районов, в зонах наиболее важных транспортных узлов и пересечений, на территориях промышленного и коммунально-складского назначения. Комплексное освоение подземного пространства способствует рациональному использованию наземной территории, в том числе:
· строительство зданий и сооружений в условиях стеснённой городской застройки;
· сохранение территории зелёных зон и мест отдыха, устройство в сложившейся застройке озеленённых и благоустроенных участков;
· повышение художественно-эстетических качеств городской среды, сохранение исторически ценной территории, сохранение и восстановление уникальных объектов ландшафтной архитектуры;
· улучшение доступности наиболее важных объектов городского значения и мест трудовой деятельности горожан;
· экономия времени улучшение транспортного обслуживания, повышение безопасности движения, снижение уличных шумов;
· сокращение длины инженерных коммуникаций;
· защита населения в периоды возможных природных и техногенных аварий и катастроф.
Подземными называют сооружения, главные части которых расположены под землей по эксплуатационным соображениям. По своему назначению подземные сооружения подразделяют на:
· транспортные (пешеходные, автотранспортные и железнодорожные тоннели, метрополитены, автостоянки и т.д.);
· промышленные (корпуса первичного дробления руды, скиповые ямы доменных цехов, подземные части бункерных эстакад, установок грануляции шлаков, непрерывной разливки стали и проч.);
· энергетические (подземные комплексы ГЭС, ГАЭС и АЭС, шинные и кабельные тоннели и шахты, энергетические водоводы, низовые бассейны ГАЭС и проч.);
· хранилища (нефти, газа, вредных и радиоактивных отходов, холодильники);
· общественные (предприятия коммунально-бытового обслуживания, торговли и общественного питания, складские, спортивные и зрелищные сооружения и т.д.);
· инженерные (тоннели и коллекторы тепло-, газо-, электросетей и водопровода, бензопроводы между автозаправочными станциями, очистные, перекачные и водозаборные сооружения и т.д.);
· специального и научного назначения (ускорители заряженных частиц, тоннели для аэродинамических испытаний, подземные заводы, объекты обороны, сооружения гражданской обороны).
Среди большого количества объектов подземной инфраструктуры наиболее существенная роль отводится системам и сооружениям транспортного назначения, среди которых:
· объекты городского скоростного внеуличного пассажирского рельсового транспорта (метрополитен, скоростной трамвай, городская железная дорога);
· пересечения городских улиц и дорог в разных уровнях, транспортные тоннели, подводные тоннели и подземные пешеходные переходы;
· объекты, связанные с хранением и обслуживанием автомобильного транспорта (гаражи для постоянного хранения автотранспорта, гостевые автостоянки-паркинги);
· многофункциональные, многоуровневые объекты и комплексы, связанные с наземными зданиями и сооружениями транспортного назначения (вокзалы, торговые центры, станции метро).
Использование подземных сооружений позволяет пересмотреть структуру городов и разгрузить их, избавив от промышленных и складских объектов, хранилищ и транспортных магистралей (Конюхов, 2004).
В последние годы в подземном пространстве городов размещают многоярусные многофункциональные комплексы объектов культурно-бытового обслуживания населения и инженерного обеспечения современного города. В состав подземных комплексов включают предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания, складские помещения, транспортные и инженерные коммуникации. В зависимости от конкретных условий, подземные комплексы могут иметь от 2 до 6 ярусов. Площадь отдельных ярусов и их высоту устанавливают в зависимости от назначения подземного объекта. Для перемещения людей внутри комплекса, в ряде случаев, предусматривают эскалаторы и лифты. Многоярусные подземные объекты имеют дневное освещение через атриумы различных конструкций в различных комбинациях с искусственным освещением, цветную отделку. Нередко при их оформлении используются натуральные материалы. Системы транспорта и подъёма обеспечивают перемещение посетителей и обслуживающего персонала внутри комплекса. Отдельное внимание при проектировании многофункциональных подземных комплексов, предназначенных для постоянного присутствия неограниченного числа людей, уделяется созданию комплексных, многоуровневых систем безопасности.
Общих правил создания подземных комплексов в настоящее время не существует. Каждое конкретное решение уникально и, в значительной степени, определяется местными условиями и генеральным планом развития города. Однако, основываясь на многочисленных примерах проектирования и строительства многофункциональных подземных комплексов как в нашей стране, так и за рубежом, можно рекомендовать следующее размещение объектов, входящих в комплекс, по глубине:
· первый от дневной поверхности уровень — входы и выходы, подземные пешеходные переходы, предприятия торговли, обслуживания, общественного питания, культурно-досуговые центры, т.е. постоянно эксплуатируемые и посещаемые неограниченным количеством людей объекты;
· второй уровень — пешеходные переходы, станции метрополитена и пригородной железной дороги, автостоянки и т.п., кратковременно используемые неограниченным количеством людей;
· третий уровень — складские помещения, разгрузочные площадки, устройства жизнеобеспечения и нормального функционирования комплекса с постоянным присутствием ограниченного количества обслуживающего персонала;
· четвёртый уровень — инженерные коммуникации, эксплуатируемые без постоянного присутствия человека.
Размещение под землей подземных сооружений спортивного и зрелищного назначения обычно связано с решением определенных градостроительных, экономических и социальных задач. Под землей могут устраиваться бассейны, ледовые площадки, беговые дорожки, залы лёгкой атлетики, театры, киноконцертные, демонстрационные, игровые и видео залы, художественные галереи и другие комплексные спортивные и зрелищные сооружения, при этом в подземных условиях стараются размещать такие спортивные и досуговые объекты, которые функционируют по 12—14 часов в сутки и их работа не сопровождается длительным пребыванием посетителей или их большими скоплениями.
Несмотря на то, что современные конструкции и методы ведения работ позволяют возводить крупные подземные выработки, для размещения спортивных и зрелищных сооружений стараются использовать наиболее простые решения, позволяющие максимально использовать несущую способность вмещающего массива. При этом все спортивные и культурно-бытовые подземные сооружения должны быть запроектированы таким образом, чтобы, в случае необходимости, они могли быть оперативно переоборудованы в убежища и противорадиационные укрытия (Конюхов, 2004).
Подземные инженерные сети, прокладываемые в городах, по характеру их использования подразделяются на магистральные и уличные, внутриквартальные и дворовые. Магистральные и уличные трубопроводы больших диаметров - водоводы, водопроводные и канализационные линии и коллекторы, теплопроводы газопроводы, сети электроснабжения. Внутриквартальные и дворовые сети представлены в основном разводящими сетями и вводами в здания. Инженерные подземные сети и связанные с ними сооружения территории микрорайонов, подразделяют на трубопроводы, кабели электрических сетей высокого, среднего и низкого напряжения. В ряде случаев инженерные коммуникации микрорайонов размещаются совместно.
В настоящее время всё большее внимание в планировке и застройке крупных городов и городов-мегаполисов уделяется комплексному освоению и использованию подземного пространства. Комплексное освоение и использование подземного пространства — размещение под землёй групп объектов и сооружений, в основном предназначенных для решения следующих проблем: пропуска транспорта и прокладки инженерных коммуникаций, временного и постоянного хранения автотранспорта, объектов инженерного и коммунального обслуживания города, предприятий торговли и т.п. Концепция комплексного освоения подземного пространства подразумевает создание единой взаимосвязанной пространственной системы надземных, наземных и подземных объектов, что позволяет более рационально использовать городскую территорию для размещения различных функциональных зон и наиболее оптимально организовать транспортную систему, связывающую эти зоны. Такие решения улучшают условия проживания и передвижения людей путём разобщения транспортных и пешеходных потоков, изолируют пешеходов от шума и загрязненного воздуха, повышают уровень культурно-бытового обслуживания населения. Одним из наиболее важных аспектов использования подземного пространства является внутреннее оформление помещений, в которых предполагается постоянное присутствие людей. Отсутствие дневного света и природных звуков, специфичное оформление выводных коммуникаций, сам факт нахождения под землёй (в особенности — длительного) увеличивают утомление и вредно сказываются на организме человека. С целью создания комфортной среды пребывания используются соответствующий дизайн помещений, специальные системы освещения и кондиционирования. Примером комплексного освоения подземного пространства является торгово-рекреационный комплекс «Охотный ряд» в г. Москве (Конюхов, 2004).
При строительстве подземных сооружений необходимо проводить всесторонний учет их влияния на окружающую среду. Проблемы экологии подземного строительства связаны с разработкой мероприятий по предотвращению возможных негативных последствий строительства (предотвращение просадок зданий и нарушений гидрогеологического режима), выявлением опасных для строительства зон; применением экологически эффективных технологий освоения подземного пространства; строительством подземных сооружений нового поколения, максимально комфортных и безопасных для людей. Кроме того при подземном строительстве необходимо предусмотреть защиту подземных выработок и помещений от повышенных концентраций радона путем вентилирования и снижение или предотвращение рисков возникновения аварийных ситуаций на подземных объектах. В целом, расчеты по совокупности социально-экономических, инженерно-экономических и градостроительных факторов показывают высокую эффективность использования подземного пространства городов: дополнительные капитальные вложения окупаются за 7—8 лет, что соответствует действующим нормативам их эффективности. Научные и проектные разработки по Москве, Новосибирску и другим городам подтверждают реальность и целесообразность использования в широких масштабах подземного пространства городов.




Литература
1. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). - М., Высшая школа, 1991. -319 с.
2. Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 1999. -232 с.
3. Вагин В.В. Городская социология: учебное пособие для муниципальных управляющих. - М.: МОНФ, 2000. -79 с.
4. Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина З.Н. Город и ландшафт: (проблемы, конструктивные задачи и решения). - М.: Мысль, 1986. -238 с.
5. Конюхов Д.С. Использование подземного пространства. Учеб. пособие для вузов. - М.: Архитектура-С, 2004. — 296 с
6. Современная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. 25 (277).



Комментариев нет:

Отправить комментарий